МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Лежнева Марина Сергеевна, учитель математики
МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»
Аннотация. В структуре учебной деятельности большое значение имеет мотивационный аспект обучения. В статье выделены факторы, оказывающие существенное влияние на развитие мотивации обучающихся на уроках математики.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, математика.
Мотивация играет важную роль в учебной деятельности, особенно на уроках математики. Этот предмет часто вызывает тревогу и неуверенность у многих школьников, но с правильной мотивацией они могут преодолеть эти трудности и достичь успеха. Первый шаг к достижению высокой мотивации - понимание значимости математики в повседневной жизни и ее связи с другими предметами.
Математика окружает нас повсюду: от планирования бюджета до решения сложных научных задач. Она помогает развить логическое мышление, аналитические навыки и способность критически мыслить. Понимание этой значимости может быть ключом к повышению мотивации школьников. Кроме того, связь математики с другими предметами также может стать фактором, который вызовет интерес к изучению этого предмета. Например, знание математики может пригодиться при изучении физики или географии.
Факторы, влияющие на мотивацию учащихся в изучении математики, являются важным аспектом образовательного процесса. Понимание этих факторов помогает педагогам выбирать подходящие стратегии, чтобы стимулировать учащихся и помочь им достичь успешных результатов в учебе. Рассмотрим некоторые из ключевых факторов, влияющих на мотивацию учащихся в уроках математики.
Первым фактором является роль учителя. Учитель играет важную роль в формировании мотивации учащихся. Он должен быть внимательным к индивидуальным потребностям учащихся и использовать разнообразные методы и подходы, чтобы сделать урок более доступным и интересным для каждого ученика. Также важно, чтобы учитель поддерживал и поощрял учащихся, демонстрируя им, что они могут достичь успеха в математике, если только у них есть достаточное усердие и усилия.
Вторым фактором, влияющим на мотивацию учащихся, являются методы преподавания. Использование интерактивных уроков, игр, проблемных ситуаций и реальных примеров помогает сделать урок математики более привлекательным и практичным для учащихся. Учащиеся часто больше мотивированы, когда видят, что математические концепции могут быть применены в реальной жизни. Кроме того, использование разнообразных методов оценки, таких как проекты, исследования и групповые задания, позволяет учащимся ощутить успешный опыт и повысить их мотивацию в изучении математики.
Включение игр в учебный процесс поможет создать положительную атмосферу, а также повысит интерес учеников. Например, можно провести математический квест или устроить соревнования по решению математических задач. Такие игры позволяют ученикам применять и закреплять полученные знания, а также развивать логическое мышление и способность к коллективной работе.
Также важно внедрение интерактивных технологий в учебный процесс. Использование компьютерных программ, интерактивных досок и онлайн-ресурсов позволяет сделать уроки более интересными и доступными. Разнообразные математические игры и приложения могут помочь визуализировать абстрактные понятия и развить у учеников навыки решения задач.
Третьим фактором, влияющим на мотивацию учащихся, является связь с реальным миром. Учащиеся могут часто задавать вопрос: «Зачем нам нужна математика?». Ответ на этот вопрос находится в том, что математика является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Проявление связи между математикой и реальными ситуациями помогает учащимся понять, как важно владеть навыками математики во многих областях жизни, включая финансы, науку, технику и технологии.
Наконец, очень важным фактором, влияющим на мотивацию учащихся, является их собственное отношение к математике. Учащиеся, которые верят в свои способности и уверены, что они могут достичь успеха в математике, имеют большие шансы на высокую мотивацию и лучшие результаты. Поэтому важно создавать положительную атмосферу на уроках математики, где каждый ученик получает поддержку и поощрение, и где ошибки рассматриваются как шанс для изучения и развития.
Когда ученик заинтересован и мотивирован, его успехи в учебе значительно возрастают. Мотивированная учебная деятельность на уроках вызывает ряд положительных результатов.
Прежде всего, мотивация способствует повышению активности ученика на уроке. Когда ученик видит смысл и цель изучаемого материала, его желание учиться возрастает. Увлеченный делом, ученик становится более внимательным и сосредоточенным, что позволяет ему эффективнее усваивать новый материал.
Во-вторых, мотивация способствует развитию творческого мышления ученика. Когда ученик испытывает интерес и желание разобраться в математической задаче, он начинает искать новые и нестандартные способы ее решения. Такие ситуации требуют от ученика креативности и гибкости мышления, что, в свою очередь, способствует его развитию.
Кроме того, мотивированная учебная деятельность на уроках математики помогает развить ученику уверенность в своих силах. Когда ученик видит свои успехи и прогресс, он начинает верить в свои возможности и становится более самоуверенным. Эта уверенность переносится на другие аспекты жизни ученика, что положительно сказывается на его общей самооценке и уверенности в своих способностях.
Наконец, мотивация способствует улучшению общих результатов по предмету. Ученик, который мотивирован учиться математике, больше времени уделяет самостоятельной работе и практике, что позволяет ему лучше усвоить материал и справиться с трудностями. В результате, такой ученик демонстрирует более высокие оценки и более глубокое понимание предмета.
Мотивированная учебная деятельность на уроках математики положительно влияет на активность учеников, развитие их творческого мышления, уверенность в своих силах, межличностные отношения в классе и общие результаты по предмету. Поэтому, важно создавать условия для мотивации учеников на уроках математики, чтобы обеспечить более эффективное и продуктивное обучение.
Список литературы
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
2. Пугина С. А. О формировании мотивации учебной деятельности учащихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 21–25.
3. Робочинская, А. Я. Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах / А. Я. Робочинская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 249-250.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат