ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Волошина Наталья Ивановна, учитель начальных классов
ГБУ ОО ЗО «СОШ №16» г. Бердянск
Аннотация. В статье речь идет о профориентации младших школьников, которая реализуется через организацию урочных и внеурочных занятий, также описаны разнообразные формы и методы осуществления профориентационной работы с обучающимися начальной школы.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, младшие школьники, внеурочная деятельность.
Профориентационная работа в начальных классах является важным этапом развития ребенка, поскольку именно на этой ступени формируются его интересы, способности и предпочтения. Целью профориентации в младшем школьном возрасте является помощь ученикам осознать себя как личность, определить свои природные склонности и принять информированное решение относительно выбора будущей профессии. Для достижения этих целей используются различные формы и методы, как в рамках урочного времени, так и внеурочной деятельности.
Задачи профориентационной работы в школе:
– формировать добросовестное отношение к труду;
– дать знания о многих профессиях;
– подготовить школьников к сознательному выбору профессии, самоопределению;
– развивать мотивацию к учебе и труду через игры.
В начальных классах профориентационная работа проводится как часть учебного процесса. С целью помочь определиться с будущей профессией педагоги в начальных классах внедряют различные методики и приемы работы. Рассмотрим каждую из форм работы по профориентации для школьников в младших классах.
Беседы. Следует понимать, что у учащихся с 1 по 4 классы в период обучения активно формируется трудолюбие, появляется интерес к работе родителей, желание быть такими, как папа и мама. У родителей возникает необходимость говорить о себе, о своих профессиональных навыках, причинах выбора профессии.
Встречи с людьми различных профессий – это одна из эффективных форм пропаганды профессий. К личности специалиста, проводящего беседу, предъявляются определенные требования. Он должен быть увлечен своей профессией, знать свое дело, уметь ясно и логично излагать свои мысли, доброжелательно относиться к подросткам, уметь находить с ними контакт. Чтобы «оживить» эти встречи, заранее с ребятами проводится подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейн по профессиям, с представителями которых ожидается встреча. Оптимально подготовить рассказ об одном дне из жизни специалиста в какой-либо сфере. К примеру, рассказать о том, как проходит день бухгалтера, водителя и т.д.
Экскурсия – самая распространенная и эффективная форма профориентационной работы с младшими школьниками, т.к. непосредственное наблюдение за процессом труда людей способствует более глубокому восприятию, лучшему изучению профессии. Уже в самой школе можно провести экскурсию в мастерские, где их познакомят с профессией токаря, слесаря, шлифовщика. Также, посетив школьную столовую, можно познакомиться с профессией повара, провести экскурсию в школьную библиотеку, в медицинский кабинет, показать работу технического персонала школы.
Классные часы по профориентации. Во время классных часов и при внеклассных занятиях касаюсь тематики выбора профессий. Для этого использую различные загадки, стихи, инсценировки, вспоминаем пословицы, провожу викторины. Дети могут говорить о том, как трудятся их родители.
Оформление классного уголка «В мире профессий». Каждый ученик должен предоставить информацию о заинтересовавших его профессиях. Для этого подойдут фотографии, статьи из журналов и любые другие материалы, связанные с выбранным видом деятельности. Все это после обработки используется в классном уголке. При проведении занятий, направленных на развитие профориентации, всегда будет обращение к этому уголку. Помимо этого, в уголке можно задействовать материалы, касающиеся профессиональных праздников.
Родительские собрания по профориентационной тематике. Именно они являются одной из основных форм работы с родителями по профориентации ребенка. На собраниях стоит обсудить склонности детей к определенным профессиям; типовые ошибки, совершаемые родителями и детьми, определяя дальнейший жизненный путь; состояние здоровья и его влияние на выбор профессии; роль папы и мамы при составлении обоснованного профессионального плана детьми.
Игры. Учитывая психологические особенности младших школьников, заложить первоначальные профориентационные основы у младших школьников помогает игра. Есть много игр и упражнений, которые помогают осмыслить некоторые элементы профессий. Например:
«Угадай профессию»
Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.
Внеурочное время можно использовать для творческих проектов, в рамках которых дети самостоятельно выбирают интересующую их профессию и создают проект, рассказывающий о ней. Например, они могут создать модель своего будущего рабочего места или провести исследование на тему выбранной профессии. Такие проекты позволяют детям углубиться в изучение профессий, развивают их творческие и исследовательские способности, а также помогают им лучше понять свои интересы и предпочтения.
Для оценки эффективности профориентационной работы в начальных классах используются различные формы и методы. Одним из них является наблюдение за интересами и предпочтениями учащихся. Преподаватели и психологи ведут наблюдение за тем, какие предметы и активности вызывают наибольший интерес у детей, и на основе полученных данных формируют индивидуальные планы профориентационной работы.
Другим методом оценки является проведение тестирования. Тесты могут быть направлены на определение индивидуальных предпочтений и склонностей учащихся, а также на оценку их профессиональных навыков и способностей. Результаты тестирования помогают определить, в каком направлении стоит развивать карьерные интересы детей.
Также используется метод рефлексии. В процессе профориентационной работы у детей проводятся различные задания, которые помогают им осознать свои интересы, цели и желания относительно будущей профессиональной деятельности. Дети анализируют свою деятельность, выражают свое мнение и делают выводы.
Для более объективной оценки эффективности профориентационной работы в начальных классах также проводятся анкетирование родителей и учащихся.
Таким образом, представленные методы и приемы профориентационной работы в начальных классах знакомят учащихся с миром профессий, дают возможность ребёнку лучше определить, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, неинтересно или получается не очень хорошо.
Список литературы
Землянская
Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. 2002. № 12. – С.40–43.
Попова Е.В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е.В. Попова, В.А.
Творожникова
. Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. 66 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат