Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Валерьяновская школа» администрации Волновахского района
Подготовила учитель математики
Тарасенко Людмила Ивановна
Урок математики в 5 классе
Тема. ФОРМУЛЫ
Цель: формирование у обучающихся понятия формулы; формирование навыков и умений работать с формулами пути, формулами для вычисления периметра элементарных геометрических фигур; ознакомление с формулами, применяемыми в повседневной жизни.
Тип урока: усвоение знаний, формирование умений.
Оборудование: раздаточный материал (геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, равносторонний и равнобедренный треугольники), линейки, рулетки. Клип чат доска, цветные мелки и фломастеры. Листы самооценки.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочей атмосферы на уроке. Инструкция по работе с листами самооценки.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Коллективное решение задач.
Обращаем внимание на то, что это задачи на движение.
1. Саша торопилась в школу на урок и шла со скоростью 80м/мин. Она пришла в школу через 5 минут. Определите, какой путь прошла Саша? На каком расстоянии от школы живет Саша?
2. Даша живет в другом селе, на расстоянии 4км 200м от школы. В школу ее привозит мама на автомобиле. Скорость движения автомобиля 600м/мин. Сколько времени необходимо Даше, чтобы приехать в школу?
3. Чтобы Максиму не опоздать на урок, он должен преодолеть 900м за 6мин. С какой скоростью должен двигаться Максим?
Учитель. Мы решили три, казалось бы, разные задачи и нашли для них формулу пути. Если путь (расстояние) обозначить S, скорость – v, а время – t, то получим формулу пути s=v t. С нее можно получить формулу для вычисления скорости и времени. Эту формулу мы применили для решения первой задачи.
Во второй задаче мы определяли время. Запишите формулу для времени. Записываем t=s/v,
В третьей задаче вычисляли скорость. Запишите формулу для скорости. v=s/t
Экспресс-контроль
1.Скорость велосипедиста 10 км/час. Какое расстояние он проедет за 3часа?
2.За 4 часа автобус проехал 360 км. С какой скорость ехал автобус?
3. Миша 6 км прошел со скоростью 3 км/час. Сколько времени он был в пути?
Учащиеся выполняют вычисления устно, записывают на отдельные листы только ответы.
Проверка по ответам на доске:
1) 30 км;
2) 90 км/ч;
3) 2 часа.
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель. Сегодня мы рассмотрим другие формулы, связанные с вычислением периметра известных вам геометрических фигур. А после урока вы ответите, на вопрос: «Нужны ли нам формулы? Помогают ли они в решении задач?»
IV.ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1.Работа с учебником (Н. Я. Виленкин, Математика 5класс, I часть,
стр.132, §4, п.20. Формулы).
Обращаем внимание учащихся на ключевые слова, на формулу пути, на образец записи решения задачи.
2.Составление опорного конспекта «Формулы».
Учитель. Вспомните определение периметра фигуры. Возьмите в руки квадрат. Что вы можете сказать о длинах сторон квадрата? Как вычислить периметр квадрата? А если сторона квадрата равна а?
(Учащиеся записывают в опорный конспект Р= 4а , периметр квадрата).
Учитель. Возьмите прямоугольник. Как вычислить периметр прямоугольника? Если обозначить длину – а, ширину – b.
(Записываем формулу периметра прямоугольника Р = 2(а + b) или
Р = 2а + 2b.)
Учитель. Перед вами треугольники. Поднимите треугольник, у которого все стороны равны. Такой треугольник называется равносторонним. Как вычислить периметр такого треугольника? А если каждая сторона равна а?
(Учащиеся записывают в опорный конспект Р = 3а, периметр равностороннего треугольника).
Учитель. Есть ли у вас треугольник у которого две стороны равны? У такого треугольника равные стороны называются боковыми, их обозначают b, а третья сторона – основание, ее обозначают а.
(Учащиеся записывают в опорный конспект Р = а + 2b. (периметр равнобедренного треугольника).
3.Самостоятельная работа с геометрическими фигурами: треугольниками, прямоугольниками, квадратами.
Предлагаем детям измерить и подписать стороны фигур, которые есть в раздаточном материале на парте.
Записать периметры фигур, с которыми работали.
4. Проверка самостоятельной работы.
Р квадрата =4∙5 = 20 см;
Р прямоугольника = 2•(5+7) = 24см;
Р∆ = 3∙6 = 18см;
Р∆ = 5 + 2∙6 = 17см.
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Учитель. Мастерам нужно знать, сколько нужно купить плинтуса для ремонта классной комнаты.
Выполните нужные измерения и запишите решение задачи.
Дети работают в парах, рулеткой измеряют длину и ширину классной комнаты, записывают вычисления в тетрадь.
Проверка практической работы.
Дети называют данные, полученные при измерении длины и ширины классной комнаты, комментируют вычисление периметра класса.
VI.ИТОГ УРОКА
Учитель. Над какой темой работали? Зачем нам формулы? Помогают ли формулы в решении задач?
Игра « Найди ошибку».
1.Периметр квадрата со стороной 5см равен 25см.
2.Скорость автомобиля 60км/ч. За 3 часа автомобиль проедет 180 км.
3.Периметр прямоугольника со сторонами 4см и 5 см равен18 см.
4.Периметр квадрата вычисляется по формуле Р=3а.
5.Равенство Р=а+2b есть формулой периметра равностороннего треугольника.
Предлагается исправить ответы 1, 4, 5 на правильные.
VII.ОЦЕНИВАНИЕ
Предлагаю учащимся самостоятельно оценить свою работу на уроке, сдать листы самоконтроля учителю.
Учитель комментирует поставленную оценку.
Фамилия и имя учащегося
Вид работы
Кол-во
баллов
Максимальное
кол-во баллов
1.
Экспресс - контроль
3
2.
С. р. Периметры фигур
4
3.
П. р. Периметр классной комнаты
2
4.
Найди ошибку
5
5.
Устные ответы
6
Всего баллов
20
Оценка
Учителя
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить §4, п.20. Формулы. Выполнить проверочную работу№1, стр.136.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат