ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ткаченко Наталья Геннадиевна,
преподаватель ГБПОУ «Енакиевский промышленно-индустриальный техникум»
Аннотация. Статья рассматривает важность гибких навыков в условиях цифровизации среднего профессионального образования. Автор подчеркивает, что способность быстро адаптироваться к изменениям, эффективно управлять информацией, развивать творческое мышление и самостоятельность становятся ключевыми для успеха в современном обществе. Особое внимание уделяется принципам формирования гибких навыков через интеграцию цифровых технологий, развитие самоорганизации и стимулирование самостоятельной работы и проблемного мышления.
Ключевые слова: гибкие навыки, цифровизация, среднее профессиональное образование, адаптивность, управление информацией, творческое мышление, самостоятельность, самоорганизация, цифровые технологии, проблемное мышление, обучение, образовательная среда.
Гибкие навыки играют ключевую роль в условиях цифровизации среднего профессионального образования. В современном обществе, где технологии постоянно развиваются и меняются, умение быстро адаптироваться и оперативно осваивать новые профессиональные навыки становится все более важным.
Во-первых, навыки гибкости и адаптивности позволяют обучающимся успешно приспосабливаться к изменениям в технологической среде. В эпоху цифровизации, когда новые цифровые инструменты и программы появляются ежедневно, необходимо уметь быстро обучаться и оперативно сохранять, и применять новые знания и умения. Гибкие навыки позволяют быстро адаптироваться к таким изменениям, а также способствуют развитию способности к самообучению и саморазвитию.
Во-вторых, гибкие навыки помогают обучающимся эффективно управлять информацией в цифровом мире. В современной профессиональной среде цифровая информация является основным ресурсом, и умение эффективно ее обрабатывать и использовать становится ключевым фактором успеха. Владение навыками поиска, анализа и оценки информации, а также умение эффективно ее организовывать и использовать в профессиональной деятельности являются необходимыми компетенциями в условиях цифровизации. Гибкие навыки также включают умение работать в команде и коммуникацию, что помогает обучающимся сотрудничать с коллегами и эффективно обмениваться информацией.
В-третьих, гибкие навыки способствуют развитию творческого мышления и инновационного мышления. В цифровой эпохе, где разработка новых технологий и инноваций становится все более важным фактором развития, обучающиеся должны быть готовы к творческой работе и поиску нетрадиционных решений. Гибкие навыки, такие как креативность, способность к анализу и синтезу информации, а также умение видеть вещи с разных ракурсов, помогают обучающимся мыслить инновационно и находить новые пути решения проблем.
В-четвертых, гибкие навыки способствуют развитию самостоятельности и самоорганизации обучающихся. В условиях цифровизации, где информация доступна постоянно и в больших объемах, обучающимся необходимо уметь самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения и контролировать свой прогресс. Гибкие навыки, такие как саморегуляция, самоконтроль, умение ставить цели и достигать их, помогают обучающимся эффективно использовать инструменты цифровой среды и успешно достигать поставленных результатов.
Основные принципы формирования гибких навыков в сфере цифрового образования включают следующие аспекты:
1. Интеграция цифровых технологий в учебный процесс. Для развития гибких навыков необходимо использовать современные технологии обучения, такие как дистанционное обучение, онлайн-курсы, виртуальные лаборатории и т.д. Использование цифровых технологий позволяет обучающимся самостоятельно и эффективно осваивать новые знания и навыки, применять их на практике и получать обратную связь.
2. Развитие навыков самоорганизации и саморегуляции. Гибкость в сфере цифрового образования требует умения планировать свою работу, определять приоритеты, эффективно распределять время и ресурсы. Обучающиеся должны развивать навыки самоорганизации и самоконтроля, чтобы успешно завершать обучающие программы и обеспечивать постоянное обновление своих знаний и навыков.
3. Стимулирование самостоятельной работы и проблемного мышления. Гибкость навыков предполагает способность к самостоятельному решению проблем и поиску информации. Обучающиеся должны развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать и оценивать различную информацию, сравнивать ее и принимать обоснованные решения. Проблемное мышление помогает формированию гибких навыков, поскольку требует нестандартного подхода и креативности в решении задач.
4. Участие в проектных и исследовательских работах. Гибкие навыки развиваются в ходе практической деятельности. Вовлечение обучающихся в проектные и исследовательские работы позволяет им применять полученные знания и навыки на практике, развивать коммуникационные и коллективные навыки, учиться работать в разных командах и адаптироваться к различным ситуациям.
Следует отметить, что формирование гибких навыков в среднем профессиональном образовании требует разработки соответствующих программ и курсов, которые будут учитывать современные требования рынка труда и обеспечивать полноценное развитие способностей студентов. Также важно обеспечить поддержку и сопровождение студентов на пути развития гибких навыков, предоставив им индивидуальные и групповые консультации, обратную связь и возможности для самооценки и саморазвития.
Одним из результатов развития гибких навыков обучающихся в среднем профессиональном образовании является повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Работодатели все чаще ищут не только специалистов с определенными техническими знаниями, но и тех, кто обладает гибким мышлением и умеет приспосабливаться к изменениям. Гибкие навыки позволяют обучающимся легче адаптироваться к новым условиям работы, быстрее осваивать новые технологии и решать разнообразные профессиональные задачи.
В заключение, развитие гибких навыков обучающихся в среднем профессиональном образовании в условиях цифровизации является необходимым для их успешной адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда. Результаты этого развития будут проявляться в повышении конкурентоспособности выпускников, легкой адаптации к новым условиям работы и достижении профессиональных целей. Перспективы развития гибких навыков связаны с активной интеграцией цифровых технологий в учебный процесс, изменением моделей оценки успеваемости и созданием условий для формирования и развития этих навыков.
Список литературы
1. Шалдина, А. В. Формирование soft skills обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций / А. В. Шалдина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 65-71.
2. Навыки XXI века: модель подготовки современного специалиста: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. И.С. Макарьева. – СПб. : СПб ГАПОУ МТК им. адмирала Д.Н. Сенявина, 2021. – 240 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат