Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательской грамотности у школьников на примере изучения Великой Отечественной войны. Работа №66020

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательской грамотности у школьников на примере изучения Великой Отечественной войны
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Мингалева Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез»

 

Аннотация. Статья рассматривает важность использования литературы о Великой Отечественной войне для формирования читательской грамотности у школьников. Автор подчеркивает, что чтение текстов о войне способствует развитию критического мышления, аналитических навыков, эмпатии и пониманию значения мира.

Ключевые слова: читательская грамотность, Великая Отечественная война, литература, критическое мышление, интерактивное обучение.

 

Читательская грамотность играет важную роль в образовании школьников и является неотъемлемой частью их развития. Умение читать и понимать тексты помогает детям не только в учебе, но и в жизни. Одним из эффективных способов формирования читательской грамотности является изучение Великой Отечественной войны.

Изучение Великой Отечественной войны представляет собой не только исторический материал, но и литературные произведения, мемуары и многое другое. Через чтение таких текстов школьники могут узнать о подвигах героев, осложненных условиях жизни во время войны и ее последствиях. Кроме того, такой подход к изучению истории позволяет понять значение мира и труда, ценить мирное время и беречь его.

Читательская грамотность развивается в процессе работы с различными текстами. При изучении Великой Отечественной войны школьники сталкиваются с разными литературными жанрами – от поэзии до прозы.

Сталкиваясь с реальными событиями, описанными в литературных произведениях, школьники начинают анализировать информацию, выделять главное и важное, сопоставлять факты и делать выводы. Такой аналитический подход к чтению способствует формированию читательской грамотности и развитию критического мышления.

Одной из задач чтения различных текстов о Великой Отечественной войне является сопоставление разных точек зрения на события, разные оценки действий героев. Это помогает школьникам развивать свое собственное мнение, аргументированно высказываться, обсуждать и анализировать исторические события. В результате таких дискуссий школьники научатся критически относиться к информации, вырабатывать собственную позицию и аргументировать свои суждения.

Далее рассмотрим методы и подходы, которые можно использовать при изучении литературы о войне с целью развития навыков чтения у школьников.

Первым методом, который может применяться, является чтение художественной литературы о войне. Романы, рассказы и повести, основанные на реальных событиях, позволяют школьникам вжиться в судьбы героев и пережить настоящие эмоции. Чтение таких произведений способствует развитию эмпатии и позволяет понять трагедию войны на более глубоком уровне. При этом, школьники могут обсуждать произведения, анализировать их сюжет и персонажей, вырабатывая критическое мышление и аналитические навыки.

Вторым методом является использование документальных и исторических материалов. Школьники могут изучать свидетельства очевидцев событий, архивные документы, фотографии и видеоматериалы. Это позволяет им не только расширить свои знания о войне, но и развить навыки работы с различными типами текстов. Чтение исторических документов требует внимательности, умения находить и анализировать информацию, развивает навыки самостоятельного исследования.

Третий метод – это использование различных жанров литературы. Кроме художественной и исторической литературы, школьники могут изучать публицистику, поэзии и т.д. Чтение разнообразных жанров не только разнообразит знания школьника, но и поможет развить его языковые навыки, логическое мышление и познакомить с разными стилями письма. Более того, изучение различных жанров помогает расширить кругозор и понимать разные точки зрения и авторские подходы.

В современном образовании все большее внимание уделяется интерактивным формам обучения, которые активно вовлекают учеников в учебный процесс и способствуют их развитию. В рамках изучения Великой Отечественной войны, интерактивное обучение может играть важную роль в формировании читательской грамотности у школьников.

Проекты и задания, основанные на военной тематике, позволяют учащимся более глубоко погрузиться в исторический контекст и развить навыки чтения и понимания текстов. Например, одним из таких проектов может быть создание книжного клуба, посвященного литературным произведениям о войне. Учащиеся могут выбрать книги, прочитать их, а затем вместе обсудить, представить свои рецензии и рекомендации. Это поможет им развить навыки критического мышления и аналитического чтения.

Еще одним интересным проектом является организация театрального представления, основанного на военной тематике. Учащиеся могут самостоятельно написать сценарий, адаптированный из литературных произведений о войне, и исполнить его на сцене. Не только актерам, но и всем остальным участникам проекта придется прочитать и изучить материалы, что значительно повысит уровень их читательской грамотности.

Кроме того, существуют разнообразные задания, направленные на активное чтение и обсуждение текстов о Великой Отечественной войне. Например, ученикам могут предлагаться тексты с вопросами, требующими анализа и интерпретации материала. Это может быть краткое содержание книги или статьи, которые учащиеся должны прочитать и заполнить пропуски, вставить правильные слова или принять участие в дискуссии на заданную тему. Такие задания помогут школьникам развить навыки критического мышления, анализа и интерпретации текстов.

Таким образом, изучение Великой Отечественной войны играет важную роль в формировании читательской грамотности у школьников. Чтение различных источников информации, работа с художественной литературой и развитие навыков критического мышления являются основными составляющими этого процесса. Поэтому, изучение Великой Отечественной войны должно занимать достойное место в образовательной программе, так как оно способствует развитию общего образования у школьников и формированию высокой читательской грамотности.

 

Список литературы

1. Кузнецова, М.И. Читательская грамотность [Электронный ресурс] / М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.

2. Формирование читательской и коммуникативной грамотности обучающихся: методические материалы / сост.: Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. - 112 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X