Филенко Наталья Александровна
Магистрант ДГТУ
Профиль «Клиническая логопедия»,
Учитель-логопед МБДОУ №50
г. Ростов-на-Дону
ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается роль сказкотерапии в развитии связной речи у дошкольников. Предложены варианты решения задач в области коррекции речи. Освящена проблема формирования выразительности речи у дошкольников.
Ключевые слова: связная речь, терапевтический эффект сказки, профилактика речевых нарушений, развитие речи у дошкольников.
На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, достаточно актуально, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии, можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками и взаимодействовать с ними.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, является ключевой задачей в педагогике и психологии. Она определяет их способность к успешной коммуникации, усвоению знаний и социальной адаптации. Сказкотерапия как методическое средство выступает средством развития речи, языковых навыков, фантазии, воображения и эмоциональной сферы у детей. Она обеспечивает безопасное пространство для самовыражения, развития понимания самого себя и других, а также помогает в преодолении различных трудностей и испытаний, с которыми могут сталкиваться дети.
Изучение влияния сказкотерапии на развитие связной речи дошкольников находит отражение в повышенном интересе к методам психологической и педагогической помощи, направленным на разностороннее развитие личности ребенка в период дошкольного возраста.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказкотерапии используются разнообразные жанры: басни, легенды, былины.
Сказками и их лечебными и развивающими эффектами современная психология занимается со времен Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. По мнению психологов сказки являются источником вдохновения для психотерапевтических сеансов. Потому что они предлагают основные формы конфликтов, которые возникают снова и снова.
Таким образом, сказкотерапия является эффективным методом поиска пути к человеку как для детей, так и для взрослых. Оно может создать мост между внутренним и внешним, между бессознательным и сознательным. С их помощью можно раскрыть внутренние, эмоциональные процессы и разработать новые модели решения. Существует также связь между древним богатством социального опыта и современными психотерапевтическими открытиями по мнению К.Г. Юнга.
В работе с дошкольниками многие педагоги любят применять сказки, потому что она как и игра, которая является ведущей деятельностью у детей, вызывает интерес и отклик во время проведения занятий. Даже самый необщительный, некоммуникабельный или малоразговорчивый ребенок захочет с удовольствием послушать, а затем поучаствовать в обсуждении сюжета сказки. Подумать, кто же добрый герой, а кто злой, как нужно правильно поступить, а какое поведение плохое и не самое хорошее. Сказка побуждает дошкольников к разговорной речи. Метод сказкотерапии применяется такими специалистами как логопеды, психологи, воспитатели и другими.
С помощью сказки легче донести до детей основы морали, их проще разговорить и дать новый навык общения, что напрямую способствует формированию связной речи. В сказочном мире образов у ребенка развивается фантазия, формирование образа персонажа или сюжета.
В наше время предложены целостные парциальные программы, рассчитанные на один учебный год нескольких возрастных групп дошкольников. В них представлены подробные конспекты по многим известным сказкам. Что значительно упрощает работу педагогов.
Таким образом, сказка приобретает терапевтический эффект в умелых руках педагога. Сказкотерапия положительно влияет на процесс коррекции развития связной речи у дошкольников.
Использованные источники:
Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось. 2021. 144
с
.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2020. 672 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками СПб.: Речь, 2019. 240
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат