Формирование у детей представлений о труде взрослых в условиях реабилитационного центра.
Я работаю воспитателем в « Республиканском социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних», который осуществляет социальную реабилитацию детей нуждающихся в социальном обслуживании оказавшихся в социально опасных условиях и оставшихся без попечения родителей, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Наши дети имеют, как правило, ряд одинаковых проблем в развитии и воспитании. У них искаженное представление о жизнедеятельности людей, нарушение развития коммуникативных способностей, несоответствие уровня интеллектуального развития взрасту. Поэтому перед центром стоит главная задача – это восстановление эмоциональной, личностной и социальной сфер развития и воспитания.
Одним из направлений работы с детьми является знакомство с профессиями и значением труда в жизни человека. Они получают представление о труде взрослых, учатся, уважительно относится к результатам труда других людей, а также развивают интерес к различным профессиям.
Для создания у детей положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Воспитать у детей готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых и трудиться также старательно и ответственно, как это делают взрослые.
В центре имеется возможность познакомить детей с разнообразными профессиями, такими как помощник воспитателя, повар, медработник, прачка, швея, шофёр, дворник и др. Эти виды труда понятны детям, т.к. они направлены на удовлетворение их личных потребностей и дети могут принять в них посильное участие.
В ходе обучения трудовым навыкам формируем у детей желание самостоятельно выполнять все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Каждый день дети наблюдают за работой помощника воспитателя и сами стараются помогать. Вместе с ней дети меняют постельное бельё, заправляют кровати, протирают пыль ит.д. Дети легко справляются с этой работой, Так общими усилиями создается чистота и уют. Эти навыки прочно усваиваются детьми, так как повторяются ежедневно.
Для ознакомления с работой повара сначала организуется наблюдение, посещение кухни и различных цехов, кладовой, где хранятся запасы разных продуктов. На кухне детям показывают процесс приготовления пищи, где и как она варится и жарится.
Дети очень любят готовить салаты: тереть на тёрке, резать овощи фрукты, затем всё перемешивать. Воспитатель тоже активно трудится, подаёт пример трудового поведении. Работа проходит с большим подъёмом и приносит детям удовольствие.
В медицинском кабинете дети часто наблюдают за работой врача и медсестёр и сами лечатся у них. Впоследствии с удовольствием играют в «Больницу», лечат игрушки и друг друга.
В прачечной дети видят, как прачке помогают стирать машины-автоматы, а так как в отряде их нет, то носки и кукольное бельё дети стирают сами.
Швея показала и рассказала детям, как работает швейная машина, как быстро и ровно сшивает части изделия. После этого дети играют в игру «Ателье».
Постоянно во время прогулок дети видят, как дворник подметает дорожки, сгребает сухие листья и снег. Мы отмечаем полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Они с удовольствием сгребают листья, собирают упавшие веточки, а затем собирают их в большие мешки. Наблюдение за трудом дворника и посильное в нём участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок на участке и не сорят.
Так же мы ходим на экскурсии в магазин, к строящимся объектам, наблюдаем за движением транспорта на дорогах, подчёркиваем, что всё создаётся руками человека.
Наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя, чтения художественной литературы уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. В дальнейших сюжетно-ролевых играх дети подражают действиям героям различных профессий.
Таким образом, совместный труд взрослых и детей способствует приобретению опыта, привычки трудовой деятельности, позволяющих формировать у детей любовь и уважение к труду и людям труда. Дети усваивают знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат