ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ерохина Алла Юрьевна, воспитатель
МОУ. Гимназия № 16 «Интерес», г. Люберцы
Аннотация. Статья подчеркивает важность сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте как инструмента развития личности ребенка и его социальных навыков. Автор описывает положительное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие фантазии, креативности, речи, эмоциональной саморегуляции и социализации. Статья также рассматривает роль руководства в сюжетно-ролевых играх для развития лидерских качеств, социальной компетентности и когнитивных способностей. В заключении представлены практические советы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: сюжетно-ролевые игры, старший дошкольный возраст, развитие личности, социальные навыки, креативность.
Старший дошкольный возраст является одним из ключевых этапов развития ребенка, когда происходит активное формирование его личности и социальных навыков. В этот период открытия и исследования окружающего мира, особую роль играют сюжетно-ролевые игры. Это форма игры, в которой дети примеряют на себя различные роли и воплощают разные сюжеты.
Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте помогают детям развиваться и узнавать о мире вокруг них. Играя воображаемые роли, дети могут испытывать различные эмоции, принимать решения, решать простые задачи, развивать свою фантазию и креативность. Они учатся сотрудничать с другими детьми, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других.
Сюжетно-ролевые игры также помогают детям осваивать речь и расширять свой словарный запас. Играя в различные сюжеты, дети активно общаются друг с другом, обсуждают ситуации, задают вопросы и отвечают на них. Они изучают разные темы, расширяют свои знания о мире. Также, благодаря игре, дети лучше усваивают новые слова и фразы, применяют их в практических ситуациях, что способствует развитию их языковых навыков.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры предоставляют возможность ребенку научиться эмоциональной саморегуляции. В игре дети могут поместить себя в ситуации, в которых им приходится испытывать разные эмоции – радость, грусть, страх и т.д. Игра позволяет им выразить свои эмоции и научиться справляться с ними, развивая тем самым их эмоциональный интеллект.
Необходимо отметить, что ролевые игры имеют большое значение для социализации детей. В процессе игры они взаимодействуют друг с другом, делают договоренности, согласуют свои действия, а также учатся соблюдать правила и нормы общения. Эти навыки очень важны для успешной адаптации в школе и обществе в целом.
Руководство в сюжетно-ролевых играх играет важную роль, поскольку помогает ребенку осознать свои действия, принимать решения и развивать свои когнитивные способности.
Руководство в сюжетно-ролевых играх предоставляет ребенку возможность принять на себя роль взрослого или другого персонажа и управлять ходом игры. Это помогает развить у него лидерские качества, умение руководить и принимать решения. Ребенок самостоятельно выбирает, кто он будет, и создает свою игровую реальность. Это развивает его творческое мышление и способность строить свои игры на основе своих интересов и предпочтений.
Руководство в сюжетно-ролевых играх также предоставляет возможность ребенку понять и осознать различные социальные роли. В процессе игры дети имитируют поведение взрослых, они могут играть в маму, папу, врача, учителя и так далее. Таким образом, они учатся взаимодействовать со сверстниками и понимать различные роли, что способствует развитию их социальной компетентности.
Руководство в сюжетно-ролевых играх также помогает детям развивать свои когнитивные способности. В процессе игры они вынуждены мыслить логически, планировать свои действия и прогнозировать результаты. Они также учатся совместной деятельности, взаимодействуют с другими детьми, обсуждают свои планы и действия. Все это содействует развитию их когнитивных функций, способностей к анализу и логическому мышлению.
Руководство в сюжетно-ролевых играх позволяет детям осознать свои действия и принимать ответственность за них. Ребенок самостоятельно выбирает свою роль и создает свою игровую реальность, что помогает ему стать более самостоятельным и независимым. Он понимает, что его действия имеют последствия, и научается принимать решения.
Далее представим практические советы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте:
1. Выбор тематики игры: важно подобрать тематику игры, которая будет интересна детям и позволит им расширить свой кругозор. Можно выбрать темы из повседневной жизни (например, игра в магазин, врачей, пожарных) или мировой истории (игра в рыцарей, динозавров и т.д.).
2. Создание игрового пространства: рекомендуется создавать специальную зону для проведения сюжетно-ролевой игры. Необходимо обратить внимание на декорации, костюмы, аксессуары и игровые предметы, которые помогут создать атмосферу и погрузить детей в игровую ситуацию.
3. Разделение ролей: при подготовке игры следует учитывать количество детей и распределить роли с учетом их интересов и возможностей. Важно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность выразить себя и принять активное участие в игре.
4. Развитие предметной деятельности: сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте способствуют развитию предметной деятельности. Дети учатся правильно и безопасно пользоваться различными предметами, имитируя действия взрослых.
5. Продолжительность и частота игры: сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте лучше проводить с определенной регулярностью, чтобы дети могли участвовать в них наравне со своими сверстниками и развивать разные стороны своей личности. Рекомендуется проводить игры продолжительностью от 20 до 30 минут.
6. Сопровождение игры: важно вовлечь в игру взрослого, который будет играть роль персонажа, поддерживать детей и направлять их действия. Он может задавать вопросы, стимулировать детей к активности и помогать им в решении проблемных ситуаций.
7. Затрагивание различных аспектов развития: при проведении сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте необходимо обратить внимание на различные аспекты развития детей: эмоциональный, коммуникативный, познавательный и физический. В игре дети осваивают новые роли, учатся выражать свои чувства и сотрудничать с другими.
8. Рефлексия и анализ игры: после окончания игры важно провести рефлексию, где дети смогут выразить свои чувства и мысли. Дети могут обсудить, что им понравилось или не понравилось в игре, что они узнали нового и что хотели бы изменить или добавить в следующей игре.
Соблюдение этих советов поможет организовать и провести сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте, которые будут интересны и познавательны для детей, способствуя их развитию и расширению кругозора.
Список литературы
1. Байкина, А. Д. Формирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте / А. Д. Байкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 192-194.
2. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста / Р. Г. Церцвадзе, В. В. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 36-37.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат