Психологическая профилактика экстремизма среди несовершеннолетних.
Среди основных источников угроз современной России – экстремизм в молодежной среде: «лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности».
Молодежь выступает важнейшей адресной группой устремлений идеологов, пропагандистов и вербовщиков экстремистских и террористических объединений. Также неуклонно растет и число лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность.
Одной из наиболее уязвимых социальных групп, в среду которых достаточно часто проникает «вирус экстремизма», является молодежь. Это становится возможным в силу недостаточной социальной адаптации молодых людей и, как следствие, возникновение в их сознании асоциальных установок, вызывающих противоправные способы самореализации. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодые граждане зачастую пополняют ряды экстремистских организаций, которые в свою очередь активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
В молодежной среде экстремизм проявляется, прежде всего, в деформации сознания, которое приводит к увлечению идеями национализма, шовинизма, сепаратизма, расизма и неофашизма, нетрадиционными религиозными верованиями, в вовлеченности в деятельность радикальных движений, сообществ, групп путем совершения определенных противоправных действий. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия. Для идеологии и психологии экстремизма свойственны: положения о расовом, национальном или религиозном превосходстве; нетерпимость к инакомыслию; воспрепятствование поиску плюрализма и достижению консенсуса. Такие идеи, при затруднении социальной адаптации молодых людей в обществе, приводят к асоциальной ориентации, а их сознание становится подверженным проникновению экстремистских установок.
Впоследствии идеи экстремизма могут провоцировать совершение преступных действий, таких как: терроризм, причинение тяжких телесных повреждений и убийство людей, массовые выступления и беспорядки и т. д.
Важно отметить, что экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Молодежь в целом субъектом экстремизма быть не может. Она может быть лишь социальной средой экстремистских проявлений.
Очевидно, что для противодействия экстремизму в молодежной среде необходима кропотливая, обоснованная и заранее спланированная профилактическая работа. Стратегия противодействия экстремизму содержит целый комплекс задач, направленных на организацию досуга молодежи, воспитание чувства патриотизма, умения противостоять социально опасному поведению. Профилактическая работа в молодежной среде становится основным методом борьбы с экстремистской идеологией, т.к. только организационные, воспитательные и психолого-пропагандистские меры в комплексе способны дать наилучший результат.
При организации работы по профилактике экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:1. Вся молодежь, проживающая на территории Российской Федерации. На этом уровне необходимо осуществление общих профилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»).
В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены: выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным образовательным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и психологическое насилие); «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественное времяпровождение; дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонные к девиации уличных компаний; собственно члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
При организации профилактической работы учителям образовательных организаций среднего образования, педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования, социальным педагогам, сотрудникам правоохранительных органов, всем заинтересованным ведомствам и лицам важно учитывать социально-экономические и психолого-педагогические особенности разных периодов, в которых пребывают подростки и молодежь.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших социально-психологических факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется зачастую по самой примитивной схеме «мы-они».
Подростковому возрасту характерна неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В этой связи основными направлениями профилактики экстремизма в молодежной среде могут стать: оптимизация социальной среды, в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней социально-психологических и социально-педагогических пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; формирование социально-психологических механизмов воздействия на молодежное экстремистское поле, разработка методов его дезавуирования, организация на его месте конструктивных социальных зон; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности, включения молодых людей в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом для формирования толерантных, ответственных личностей, ориентированных на ценности гражданственности и патриотизма; разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
При организации системной работы по профилактике экстремизма в молодежной среде необходимо учитывать психолого-педагогические особенности как социальной группы (молодежь), так и самого вида данной деятельности.
Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта в силу социально-психологических и возрастных особенностей объектов профилактики (молодежь, подростки), зачастую желающих противопоставить себя окружающим, самоутвердиться посредством крайних, чрезмерных, откровенно экстремистских форм поведения.
Во-вторых, главное внимание социальных педагогов, преподавателей, родителей, правоохранителей, т. е. субъектов профилактики, должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни молодого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет
В-третьих, в основу организации профилактической работы в молодежной среде должна лечь психолого-педагогическая компетентность самих субъектов профилактической деятельности, которые зачастую ею не обладают.
В то же время, сотрудниками органов внутренних дел в реализации социально-педагогических функций правоохранительной деятельности решаются задачи по правовому воспитанию молодежи и подростков, их виктимологической профилактике, пропаганде правовых знаний, развитию правового мышления, ответственности за свои поступки, гражданственности и патриотизма.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат