РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Гузь Светлана Николаевна, учитель
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Аннотация. Статья рассматривает важность развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ, подчеркивая необходимость индивидуального подхода и адаптации методов обучения к их особенностям. Автор анализирует роль педагогов, родителей и общества в создании условий для раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ. В статье также описываются инновационные формы и методики работы, включая использование арт-терапии, музыкальных и танцевальных направлений.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, творческие способности, индивидуальный подход, адаптация, педагоги, родители, общество, арт-терапия.
Развитие творческих способностей является важным аспектом образования и личностного роста каждого человека, включая обучающихся с ОВЗ. Однако, у данных детей имеются особенности в развитии творческих способностей, связанные с их особым физическим, психическим и социальным состоянием.
Организация работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ требует принятия во внимание их индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои уникальные способности и таланты, и важно создать условия, которые способствуют раскрытию и развитию их творческого потенциала.
Значительную роль в развитии творческих способностей играет поддержка со стороны педагогов, родителей и общества в целом. Обучающиеся с ОВЗ часто сталкиваются с ощущением своей неполноценности или постоянными трудностями в повседневной жизни. Поэтому, важно создать доверительные отношения с ними, поддерживать их уверенность в себе и веру в свои возможности.
Важным аспектом работы по развитию творческих способностей является адаптация методов обучения и организации занятий к возможностям обучающихся с ОВЗ. Необходимо создать комфортные условия для их творческой самореализации, которые учитывают их физические, психологические и социальные потребности.
Также важным аспектом является поиск и развитие инновационных форм и методик работы с ОВЗ. Это может быть использование новых технологий, арт-терапии, музыкальных, танцевальных или других творческих направлений, которые помогут детям раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе.
Роль педагога и семьи в процессе развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ неоспорима. Педагог выполняет важную функцию в организации работы, направленной на развитие творческого потенциала таких учащихся. Он должен быть готов к индивидуальному подходу, учитывая особенности каждого ребенка. Педагог должен уметь создавать специальные условия, способствующие развитию и проявлению творческого потенциала учащихся. Это может включать в себя адаптацию программы, методов и форм обучения, а также использование разнообразных творческих заданий и проектов, способствующих развитию фантазии, мышления и самовыражения у детей.
Однако, помимо важной роли педагога, семья также имеет значительное влияние на развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ. Родители должны поддерживать ребенка в его творческом процессе, поощрять его и помогать в развитии его талантов. Семейная обстановка и атмосфера имеют огромное значение для стимулирования творческого мышления и самовыражения. Поэтому, родители должны предоставлять своим детям возможность заниматься творческой деятельностью, обеспечивая доступ к необходимым материалам и ресурсам.
Важно также, чтобы педагоги и родители сотрудничали и взаимодействовали между собой в процессе развития творческого потенциала у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо регулярно обмениваться информацией о результатах и прогрессе каждого ребенка, чтобы определить эффективность применяемых методик и внести необходимые поправки. Также, родители могут получить от педагогов рекомендации и советы по развитию творческих способностей детей в домашних условиях.
Существует множество примеров успешных практик, которые позволяют организовать работу по развитию творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких примеров является проведение специализированных творческих мастерских и студий. Это могут быть мастерские по рисованию, скульптуре, театру, музыке и т.д. Они специально разработаны с учетом особенностей детей с ОВЗ и позволяют им проявить свои творческие способности и раскрыть свой потенциал.
В рамках таких мастерских обучающиеся используют различные материалы и инструменты, получают необходимые знания и навыки, а также имеют возможность работать в коллективе с другими детьми, что способствует развитию коммуникативных и социальных умений. Кроме того, проведение выставок и концертов дает возможность показать результаты творческой деятельности обучающихся с ОВЗ и получить признание со стороны других детей и учителей.
Еще одной успешной практикой является индивидуальная дифференциация образовательного процесса. Это предусматривает адаптацию обучающегося с ОВЗ к особенностям его темпа, способностей и интересов. В рамках такой работы применяются различные методы и техники, которые позволяют развивать творческие способности обучающегося. Например, это может быть проведение индивидуальных занятий с педагогом, когда обучающийся получает индивидуальную поддержку и помощь в развитии своих творческих навыков.
Также, важно отметить значимость рекреационно-оздоровительных мероприятий, которые могут способствовать развитию творческих способностей у обучающихся с ОВЗ. Организация специальных лагерей, смен или экскурсий позволяет детям попробовать себя в различных видах творческой деятельности, открыть для себя новые увлечения и научиться преодолевать свои физические или психологические ограничения.
Таким образом, организация работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Примеры успешных практик, такие как специализированные мастерские, индивидуальная дифференциация образовательного процесса и рекреационно-оздоровительные мероприятия, демонстрируют эффективность и значимость такой работы. Это позволяет учащимся с ОВЗ проявить свой творческий потенциал, развить уверенность в себе и умение работать в коллективе.
Список литературы
1. Архипович, О. В. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации / О. В. Архипович, И. Н. Конькова, Н. В. Кулакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 1-7.
2. Петракова, Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 71-73.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат