РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Пермякова Наталья Анатольевна, воспитатель
МАОУ «Юговская средняя школа» структурного подразделение детский сад «Кояшкай»
Аннотация. В статье рассматривается важная роль загадок в развитии дошкольников. Загадки не только являются забавным развлечением, но также способствуют формированию логического мышления, развитию воображения, памяти и обучению новым словам у детей. Статья подчеркивает, что загадки могут быть использованы как часть занятий или игровых активностей, где дети активно участвуют в поиске ответов, стимулируя их мыслительные процессы. Особое внимание уделено влиянию загадок на развитие речи, памяти, концентрации внимания, а также интеллектуального развития у детей.
Ключевые слова: загадка, развитие, дошкольник, умственная активность.
Воспитание детей – это сложный и ответственный процесс, требующий не только знаний и опыта, но и творческого подхода. В этом контексте загадки играют немаловажную роль в развитии дошкольников. Загадки – это не просто забавное развлечение, они помогают формировать логическое мышление у детей, развивать их воображение и память, а также способствуют обучению новым словам.
Загадки могут быть использованы как часть занятия или игровой активности, где дети могут активно участвовать в процессе поиска ответов. Один из основных аспектов роли загадок в воспитании дошкольников заключается в том, что они стимулируют мыслительные процессы ребенка. При попытке расшифровать загадку дети вынуждены активно задумываться над своими ответами и применять логические операции для нахождения правильного решения. Это помогает развивать у детей критическое мышление и способность анализировать информацию.
Кроме того, загадки способствуют развитию памяти и концентрации внимания у дошкольников. В процессе разгадывания загадок дети вынуждены запоминать информацию и удерживать ее в своей памяти, чтобы в конце считать все факты вместе и прийти к правильному ответу. Это тренирует и совершенствует их память и способность сосредотачиваться на задаче.
Загадки не только развивают умение анализировать и мыслить логически, но и способствуют развитию речи. Загадки могут эффективно помочь расширить словарный запас и улучшить произношение у детей.
Когда ребенок разгадывает загадку, он должен активно использовать свой словарный запас и искать правильные слова, чтобы дать правильный ответ. Это помогает ему запоминать новые слова и понимать их значения. Загадки могут содержать сложные и необычные слова, которые малоизвестны детям. Разгадывая загадки, дети будут заинтересованы в том, чтобы узнать значения этих слов и использовать их в своей речи.
Произношение также улучшается благодаря занятиям загадками. Дети, стараясь правильно произнести слова из загадок, развивают свою артикуляцию и навыки произношения. Они учатся правильно формировать звуки и сочетания звуков. Кроме того, разгадывая загадки вместе с другими детьми или взрослыми, они слышат и повторяют правильное произношение слов, что также способствует их развитию речи.
Интеллектуальное развитие важно для формирования у ребенка умения анализировать информацию и решать задачи. Загадки могут быть отличным инструментом в этом процессе.
Веселые и интересные загадки являются прекрасным способом привлечь внимание детей и познакомить их с различными понятиями и предметами. Например, загадки о животных помогут детям узнать больше о разных видах животных, их особенностях. Загадки о цветах, предметах и числах помогут развить логическое мышление и усвоить основные понятия.
Игра в угадывание загадок может помочь детям развить воображение и творческие способности. Дети будут активно думать, анализировать и сопоставлять информацию, чтобы найти правильный ответ на загадку. Это развивает их критическое мышление и способность решать проблемы.
Кроме того, игра в загадки способствует развитию речи и словарного запаса у детей. Ребенок учится правильно формулировать свои мысли, использовать разнообразные слова и выражения. Загадки также развивают у детей умение слушать и понимать смысл сказанного, так как ответ на загадку обычно скрыт в тексте.
Игровая форма использования загадок делает обучение веселым и увлекательным процессом. Ребенок не только получает новые знания, но и наслаждается игрой и взаимодействием с другими детьми. Вместе они могут соревноваться, помогать друг другу и делиться своими находками.
Несомненно, загадки имеют огромную роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Их применение в игровой форме помогает развить различные навыки и качества, необходимые для успешного обучения и жизни в целом.
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?».
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?». Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Таким образом, введение в мир загадок играет важную роль в воспитании дошкольника. Загадка — это не только интересное и увлекательное развлечение, но и ценный инструмент развития у детей этого возраста.
Список литературы
1. Долженкова, И. В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника / И. В. Долженкова, О. С. Горбатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 31-33.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1976. — 128 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат