РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Шенец Лариса Николаевна, воспитатель
МБДОУ г. Горловки «Ясли-сад №75 «Голубок» комбинированного типа»
Аннотация. Статья рассматривает специфику межличностного взаимодействия у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Автор подчеркивает трудности, с которыми они сталкиваются: проблемы с коммуникативными навыками и нарушение эмоциональной регуляции. Несмотря на эти особенности, развитие гармоничных отношений с окружающими возможно. Статья подчеркивает важность создания поддерживающей среды и активной роли родителей и воспитателей в развитии межличностных отношений у детей с ЗПР.
Ключевые слова: дети с ЗПР, межличностное взаимодействие, коммуникативные навыки, эмоциональная регуляция, родительская поддержка, роль воспитателя, инклюзивное образование.
Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности в межличностном взаимодействии. Одна из главных особенностей заключается в том, что эти дети часто испытывают трудности в установлении контакта с окружающими. Они могут испытывать проблемы с коммуникативными навыками, затрудняться в выражении своих мыслей и эмоций, и поэтому им сложно взаимодействовать с другими людьми.
Еще одной особенностью межличностного взаимодействия у детей с задержкой психического развития является нарушение эмоциональной регуляции. Они могут испытывать трудности в контроле своих эмоций, агрессивно реагировать на стрессовые ситуации или, наоборот, быть переборчивыми и чувствительными. Все это может затруднять установление и поддержание полноценных отношений с окружающими.
Вместе с тем, несмотря на все эти трудности, развитие межличностных отношений у детей с задержкой психического развития возможно. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Для успешного развития межличностных отношений необходимо создать поддерживающую и стимулирующую среду, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
Родители имеют первоочередную ответственность за формирование и развитие межличностных отношений у своих детей. Они должны быть активно вовлечены в жизнь ребенка, создавать атмосферу любви, поддержки и безопасности. Важно построить гармоничные отношения с ребенком, показав ему свою заинтересованность, принимать его таким, какой он есть, и учитывать его потребности и желания.
Родители также должны быть готовы помочь своему ребенку развить навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Они могут применять разнообразные методы и подходы, включающие игровую терапию, моделирование социальных ситуаций, участие в групповых мероприятиях и т.д. Важно помочь ребенку научиться эмоциональной регуляции и пониманию чувств других людей.
Воспитатели в дошкольных учреждениях играют также важную роль в развитии межличностных отношений детей с задержкой психического развития. Они должны создавать специальные условия для таких детей, включая дифференцированный подход к обучению. Воспитатели должны оказывать поддержку и помощь в развитии навыков коммуникации, саморегуляции и взаимодействия с другими детьми.
Воспитатели могут использовать различные методики и техники, основанные на принципах инклюзивного образования. Это может включать в себя развитие социальных навыков через игры, групповые проекты, ролевые игры, обучение конфликтному поведению и т.д. Таким образом, воспитатели могут стимулировать развитие межличностных отношений детей с задержкой психического развития и создавать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и солидарности среди всех детей.
Необходимо отметить, что игровая деятельность является одним из важных средств развития межличностных отношений у детей с задержкой психического развития. Игра позволяет детям научиться эмоциональной регуляции, совместным действиям, коммуникативным навыкам и развитию социального мышления.
Игра оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. Во время игры они могут выражать свои эмоции и чувства, развивая эмпатию и способность сопереживать другим людям. Также игра помогает детям научиться контролировать свои эмоции и адаптироваться к различным ситуациям.
Игра с другими детьми или взрослыми также способствует развитию совместных действий у детей с задержкой психического развития. Они участвуют в общих играх, совместно решают задачи и выполняют различные роли. В процессе игры дети учатся сотрудничать, разделять игровое пространство, уважать правила и интересы других людей.
Коммуникативные навыки являются одним из важных компонентов межличностных отношений. Во время игры дети развивают умение слушать других, выражать свои мысли и идеи, устанавливать контакт с окружающими. Они учатся общаться, знакомиться с новыми людьми, проявлять уважение к другим и адекватно реагировать на коммуникативные ситуации.
Игровая деятельность также способствует развитию социального мышления у детей с задержкой психического развития. Они учатся различать эмоции других людей, понимать и учитывать их потребности и желания. Игра также помогает детям развивать социальные навыки, такие как уважение к правилам, доверие к другим людям, способность решать конфликты и учиться компромиссам.
В результате игровой деятельности у детей с задержкой психического развития формируются и укрепляются межличностные отношения. Игра помогает им осознать свою роль в коллективе, развить эмпатию и социальные навыки. Она также способствует установлению коммуникационных связей и формированию позитивного отношения к другим людям.
Важно также обеспечить поддержку детей с задержкой психического развития в процессе общения и взаимодействия с другими детьми. Это может включать поощрение и поддержку со стороны воспитателей и родителей, а также стимулирование положительных отношений внутри детского коллектива. Дети с задержкой психического развития могут испытывать трудности в общении и понимании инструкций, поэтому важно создать подходящую среду для их участия в общих занятиях и играх, с учетом их индивидуальных потребностей.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Поэтому ключом к успеху является терпение, понимание и непрерывная поддержка ребенка на всем пути его развития.
Список литературы
1.Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 2009. – 212 с.
2.Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. Бодалева А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004. — 158 c
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат