ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Шевченко Оксана Владимировна, учитель биологии и химии
ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Васильевка
Аннотация. Статья подчеркивает важность межпредметных связей между биологией и химией в образовательном процессе. В статье рассмотрены преимущества интеграции двух предметов, включая лучшее понимание биологических процессов на химическом уровне, развитие логического и критического мышления учащихся, использование лабораторных работ, проектной деятельности и современных обучающих технологий.
Ключевые слова: межпредметные связи, логическое мышление, критическое мышление, лабораторные работы, проектная деятельность, обучающие технологии, интеграция.
Межпредметные связи между предметами биологии и химии имеют огромное значение в формировании целостного представления о мире у учащихся. Использование таких связей позволяет учащимся увидеть глубокие взаимосвязи между различными аспектами природы и понять, как они влияют друг на друга.
Во-первых, межпредметные связи помогают учащимся понять, как функционируют различные организмы и какие процессы происходят в их организмах на химическом уровне.
Во-вторых, межпредметные связи позволяют учащимся понять, как химические процессы влияют на окружающую среду и биологические системы.
В-третьих, использование межпредметных связей на уроках биологии и химии способствует развитию логического мышления и критического мышления у учащихся. Учащиеся должны быть способны анализировать информацию, видеть взаимосвязи между различными фактами и делать логические выводы. Например, при изучении пищеварительной системы учащиеся могут анализировать химические реакции, которые происходят в желудке и кишечнике, и делать выводы о том, какие пищевые вещества перерабатываются в какие компоненты и как они усваиваются организмом. Это требует от учащихся активного мышления и способности применять знания из разных областей науки.
Один из способов использования межпредметных связей на уроках биологии и химии заключается в объединении тематических разделов. Например, при изучении белков, можно обращаться не только к биологическим аспектам их устройства и функций, но и к химическим процессам, происходящим в молекулярном уровне. Это позволяет учащимся увидеть истинную природу белков и понять, каким образом химические реакции влияют на их структуру и функцию.
Другим преимуществом интеграции биологии и химии является возможность проведения лабораторных работ, которые включают элементы обоих дисциплин. Например, учащиеся могут изучать процессы фотосинтеза через определение содержания хлорофилла в растениях с помощью спектрофотометрии, что требует знаний и навыков как в области биологии, так и в области химии. Такой подход позволяет ученикам не только узнать об основной роли фотосинтеза в жизни растений, но и научиться применять химические методы для измерения и анализа биологических процессов.
Еще одним эффективным методом использования межпредметных связей на уроках биологии и химии является проведение проектной деятельности. Учащиеся могут работать в группах, где каждый ученик выполняет определенную роль: химик, биолог, исследователь и т.д. Такой подход позволяет учащимся применить знания из обеих дисциплин для решения конкретных проблем и задач. Например, учащиеся могут провести исследование о взаимосвязи между химическим составом почвы и ростом растений, и затем представить результаты своего проекта.
Также важно практическое использование межпредметных связей на уроках биологии и химии через использование различных обучающих технологий. Например, использование виртуальных лабораторий и компьютерных моделей позволяет учащимся визуализировать сложные процессы и взаимодействия в организмах, а также изучать химические реакции на молекулярном уровне. Такие технологии помогают учащимся представить себе целостную картину мира и увидеть, как биология и химия взаимодействуют в реальном мире.
Кроме того, интеграция биологии и химии позволяет учащимся лучше понять и объяснить многие физиологические явления в организмах живых существ. Например, изучение энергетических процессов с помощью химических реакций может помочь учащимся понять, каким образом организм получает энергию от пищи и как она используется для поддержания жизнедеятельности.
Интеграция уроков биологии и химии является одним из эффективных способов формирования у учащихся целостного представления о мире. Она позволяет связать знания, полученные в разных предметах, и помогает учащимся увидеть взаимосвязи между различными явлениями и процессами.
Оценка эффективности такого подхода может проводиться различными способами. Одним из них является анализ результатов обучения. Учащиеся, которым предлагается интегрированный подход на уроках биологии и химии, могут показывать лучшие результаты в сравнении с учащимися, занимающимися этими предметами отдельно. Исследования показывают, что интегрированный подход способствует более глубокому пониманию материала и улучшению умений решать задачи, требующие интеграции знаний из разных областей.
Оценка эффективности также может проводиться посредством анализа обратной связи от учащихся. Проведение анкетирования или интервью позволяет выявить мнение учащихся о том, насколько они чувствуют целостность и взаимосвязь между уроками биологии и химии и как это влияет на их представление о мире. Положительные отзывы и высокая оценка учащихся могут служить подтверждением эффективности интегрированных уроков.
Оценка эффективности также может проводиться с помощью методов ассоциативного и проектного обучения. На уроке биологии и химии можно предложить учащимся решить комплексную задачу, требующую применение знаний и умений из обоих предметов. После выполнения такой задачи учащимся предлагается оценить свою работу и обменяться мнениями в группе. Анализ и обсуждение результатов работы позволяют не только оценить эффективность интегрированных уроков, но и осознать важность понимания и использования межпредметных связей для понимания мира.
Таким образом, уроки биологии и химии могут стать эффективным инструментом для развития системного мышления учащихся и формирования у них целостного представления о мире. Они помогают учащимся видеть связи между разными аспектами природы и живых организмов, а также развивать критическое и аналитическое мышление.
Список литературы
1. Васильева, Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 72-75.
2. Игамбердиева, А. А. Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии / А. А. Игамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 581-583.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат