СЛОВО И ОБРАЗ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Морозова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 9», г. Мариуполь
Аннотация. Статья посвящена использованию слова и образа как эффективных средств формирования семейных и социальных ценностей на уроках обществознания. Автор подчеркивает важность сочетания словесных и визуальных материалов для улучшения понимания и запоминания учебного материала, развития критического мышления и эмпатии. В статье представлены практические рекомендации по использованию различных методов и приемов обучения, включая дискуссии, ролевые игры, проектные задания и использование реальных примеров из жизни.
Ключевые слова: обществознание, семейные ценности, социальные ценности, слово, образ, критическое мышление, эмпатия, дискуссии.
Уроки обществознания в школе играют важную роль в формировании ценностей учащихся, а также помогают им развивать критическое мышление и аналитические навыки. Одним из эффективных методов на уроках обществознания является использование слова и образа как средства передачи информации и формирования семейных и социальных ценностей.
Слово, как средство коммуникации, позволяет выразить свои мысли, представления, убеждения и взгляды на мир. На уроке обществознания учащиеся получают знания о различных аспектах семейной и социальной жизни, и использование слова позволяет им обсудить эти вопросы, а также выразить свое отношение к ним.
Однако, слово само по себе может не всегда эффективно передать определенные значения и эмоции. В этом случае, образ становится дополнительным средством выражения мыслей и идей. Образы, будь то фотографии, иллюстрации, видео или презентации, помогают более наглядно представить учебный материал и вызывают эмоциональный отклик у учащихся.
На уроках обществознания преподаватели активно используют слово и образ вместе, чтобы эффективно обсуждать и разбирать семейные и социальные ценности. С помощью слова учителя объясняют основные понятия и принципы, а через образы показывают реальные примеры и ситуации из жизни людей.
Кроме того, слово и образ на уроке обществознания способны вызывать эмоциональные переживания у учащихся. Когда ученики видят картину неравенства, несправедливости или нарушения прав человека, они могут по-настоящему почувствовать себя участниками происходящего. Это позволяет им развить эмпатию и понимание важности социальной справедливости.
Важно отметить, что использование слова и образа на уроке обществознания должно быть осознанным и целенаправленным. Учитель должен выбирать такие материалы и задания, которые будут релевантны для формирования конкретных семейных и социальных ценностей. Кроме того, необходимо создавать атмосферу доверия и уважения на уроке, чтобы каждый учащийся чувствовал себя комфортно и готовым высказывать свои мысли и суждения.
Для максимального воздействия на учеников, необходимо сочетать словесные материалы с визуальными. Образы и иллюстрации способны эмоционально и наглядно донести идеи, а также вызвать интерес и удивление. Например, показ картин художников, изображающих семейные ценности в разных культурах, может помочь учащимся понять универсальность и важность семьи. Видеоматериалы и презентации с фотографиями позволяют показать реальные примеры проявления социальных ценностей в жизни людей.
Осуществление сочетания словесных и визуальных материалов на уроке обществознания позволяет значительно увеличить эффективность формирования семейных и социальных ценностей учащихся. Учитывая тот факт, что у каждого ученика есть индивидуальные особенности восприятия информации, такое сочетание материалов позволяет учащимся лучше усваивать и запоминать представленный материал. Это помогает не только формировать ценностные установки, но и развивать эмпатию и способность к анализу и критическому мышлению.
Практические рекомендации по использованию слова и образа на уроках обществознания могут быть эффективным средством формирования семейных и социальных ценностей у учащихся. Важно использовать разнообразные методы и приемы, которые способствуют активному участию школьников и повышению их интереса к уроку.
Один из способов - использование дискуссий и дебатов. Во время обсуждения актуальных проблем и социальных вопросов, ученики могут выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и слушать аргументы других. Такой формат обучения помогает развивать критическое мышление, умение выслушивать и уважать чужое мнение, а также формирует навыки анализа и самостоятельного принятия решений.
Кроме того, использование различных игровых форматов на уроках обществознания может способствовать формированию ценностного восприятия. Например, проведение ролевых игр, в которых учащиеся воплощают определенные социальные роли, позволяет им лучше понять и вжиться в положение других людей, развивает эмпатию и способствует формированию толерантного отношения к людям разных социальных групп.
Важно также использовать реальные примеры и истории из жизни для иллюстрации теоретических концепций. Позволяя ученикам видеть, как определенные ценности и нормы влияют на жизнь людей в реальности, мы помогаем им осознать важность этих ценностей и их роли в обществе.
Необходимо также создать условия для самостоятельной работы и исследований учеников. Предложение проектных заданий, например, написание эссе или проведение социологического опроса, позволяет ученикам самостоятельно исследовать социальные проблемы, анализировать полученные данные и приходить к собственным выводам. Такая форма работы развивает самостоятельность, креативность и ответственность.
Оценка эффективности использования словесных и визуальных средств в формировании семейных и социальных ценностей может быть проведена через наблюдение за поведением и активностью учащихся в процессе учебного занятия. Также можно провести анкетирование учащихся, чтобы выяснить их мнения о полезности и понятности используемых материалов. Важно учитывать обратную связь учащихся при дальнейшей планировке уроков и выборе подходящих методов и средств.
В целом, использование слова и образа на уроках обществознания как средства формирования семейных и социальных ценностей требует применения разных методов и приемов обучения. Важно создавать атмосферу открытого диалога, где у каждого ученика есть возможность выразить свое мнение, а также использовать различные игровые и практические форматы, которые помогут школьникам лучше понять и осознать важность ценностей в обществе.
Список литературы
1. Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 138 с.: ил.
2. Обществознание. Единые методические рекомендации по преподаванию учебного предмета (6-11 классы) / [А.Ю. Лазебникова, И.А. Лобанов, Н.И. Городецкая, Е.К. Калуцкая, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская, О.Н. Шапарина]: под ред. И.А. Лобанова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 29 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат