ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Козарь Людмила Евгеньевна, воспитатель,
МБДОУ «Ясли-сад №56 «Юбилейный», г.Енакиево
Аннотация: Данная статья рассматривает особенности развития представлений об окружающем мире у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и влияние социокультурного контекста на этот процесс.. Автор подчеркивает важность создания специальных условий обучения, учета индивидуальных потребностей и использования специальных образовательных технологий для успешного формирования представлений у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: ОВЗ, представления об окружающем мире, социокультурный контекст, индивидуализированный подход, социокультурные ресурсы.
В современном обществе особое внимание уделяется развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из основных особенностей представлений об окружающем мире у детей с особыми воспитательными потребностями является задержка или отклонение в развитии познавательных процессов. Такие дети могут испытывать трудности в анализе и синтезе информации, в формировании пространственных и временных представлений, в классификации и сравнении объектов окружающей среды. Педагог, работающий с такими детьми, должен учесть эти особенности и применить специальные методы работы:
1. Создание поддерживающей и безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ. Это может предполагать снижение яркости света, уменьшение шума и использование специальных адаптивных материалов. Такие условия помогут детям сосредоточиться и лучше воспринимать информацию об окружающем мире.
2. Применение индивидуализированного подхода к обучению. Дети с ОВЗ могут иметь разные степени и характеристики ограничений, поэтому важно учесть эти особенности при планировании и проведении занятий. Например, для детей с нарушениями слуха или зрения может использоваться специальные методики, а для детей с нарушениями аутистического спектра – методы, основанные на анализе поведения.
3. Стимулирование активного взаимодействия и социализации детей с ОВЗ. Использование групповых и коллективных форм работы помогает развивать коммуникативные навыки, умение слушать и выражать свои мысли. Важно создавать ситуации, которые позволят детям испытывать успех и ощущать себя ценными и незаменимыми членами общества.
Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является сложным процессом, который оказывает влияние социокультурный контекст, в котором они вырастают. Социокультурный контекст включает в себя различные аспекты, такие как язык, общественные нормы и ценности, религиозные и культурные традиции. Важно понимать, что дети с ОВЗ могут иметь ограниченный доступ к различным социокультурным ресурсам, таким как книги, телевизионные программы или экскурсии, что в свою очередь может негативно отразиться на формировании их представлений об окружающем мире.
На формирование представлений о мире также оказывает влияние общение с близкими людьми и среда, в которой происходит их воспитание. В случае детей с ОВЗ, этот процесс может быть ограничен из-за их особенностей развития или медицинских ограничений. Например, дети с нарушениями зрения или слуха могут испытывать затруднения в коммуникации и восприятии мира вокруг себя. Дети с ЗПР, как правило, так же имеют ограниченные возможности в области коммуникации и восприятия информации.
Важно учитывать также специфику представлений об окружающем мире, которые формируются у детей с различными видами ОВЗ. Например, у детей с аутизмом представления об окружающем мире могут быть связаны с повторяемыми ритуалами или узкими интересами. В то же время, у детей с ограниченными физическими возможностями представления о мире могут быть связаны с их опытом взаимодействия с физической средой и преодолением препятствий.
Для успешного формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения и воспитания. Развитие коммуникативных навыков и использование специальных образовательных технологий также являются важными составляющими этого процесса.
Важно помнить, что каждый ребенок с ОВЗ уникален, поэтому необходимо индивидуальный подход к развитию и коррекции его представлений о природе. Однако, есть несколько практических рекомендаций, которые можно применять при работе с такими детьми:
1. Индивидуальный подход: Учитывайте особенности каждого ребенка с ОВЗ. Проводите индивидуальную диагностику и определите уровень понимания и интересы ребенка.
2. Использование наглядных материалов: Для детей с ОВЗ важно использовать наглядные материалы, модели, картинки, видео и другие визуальные средства для обучения о природе.
3. Сенсорная стимуляция: Используйте различные сенсорные материалы (песок, глина, вода) для обучения детей с ОВЗ о природе. Это поможет им лучше понять и запомнить информацию.
4. Игровой метод: Используйте игры и развивающие упражнения для обучения детей о природе. Игры помогут им лучше усваивать информацию и развивать свои представления.
5. Экскурсии и наблюдения: Организуйте поездки на природу, походы в зоопарк или ботанический сад для непосредственного наблюдения за растениями, животными и окружающей средой.
6. Развитие речевых навыков: Поддерживайте развитие речи у детей с ОВЗ через обсуждение впечатлений от природы, описания животных и растений, историй о природе.
7. Физические упражнения: Используйте физические упражнения на свежем воздухе для соединения знаний о природе с физической активностью.
8. Позитивное подкрепление: Поощряйте и хвалите детей за успешное усвоение информации о природе, создавая позитивный опыт обучения.
9. Сотрудничество с родителями: Важно вовлекать родителей в обучение детей с ОВЗ о природе, чтобы поддерживать процесс обучения и коррекции представлений вне школьной среды.
10. Постоянное обновление и адаптация: Следите за прогрессом каждого ребенка и адаптируйте методики обучения в соответствии с его потребностями и достижениями.
Список литературы
1. Артемьева Н. А. Особенности познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ // Научное обозрение. — 2016. — № 12. — С. 11–17.
2. Бабкина Н. В. Особенности представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 2. — С. 11–17.
3. Борякова Н. Ю. Коррекционная работа при задержке психического развития у детей: учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 343 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат