ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С.В.Пономарёва
Аннотация статья посвящена вопросу разработки средств формирования духовно-нравственной личности подрастающего поколения. Автор отмечает огромное влияние театра как вида искусства и его соответствие специфике развития психических процессов ребенка.
Ключевые слова: театральная деятельность, сюжетно-ролевые игры, формирование, драматизация, всестороннее развитие личности, воспитание, дети, когнитивно-познавательная деятельность.
Дополнительное образование - это широкое поле возможностей. Оно выступает открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и лабораторией. Здесь педагог - это человек, интегрирующий и координирующий воспитательные воздействия различных социальных сфер. Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования комфортного образовательного пространства. Пространства, способствующего разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата Театральная деятельность, как вид дополнительного образования, помогает в становлении личности и ориентирует ребёнка не только на творческое созидание в рамках театра, но и побуждает на овладение другими знаниями. Анализ современных исследований по терапии искусством подтверждает полезность целей и методов в том, что он предоставляет возможность для выражения негативных чувств и эмоций на сцене, развивает самоконтроль, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.
Основным условием набора в объединение является собственное желание ребенка этим заниматься. Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении нет. Каждый новый ребенок, приходящий в театральную студию, приходит не только со своим "багажом" знаний и умений, но и со своими проблемами и комплексами. Неуверенность, зажатость ребенка; отсутствие понимания собственного "Я" и восприятия общественности и общественностью - вот очень часто встречающиеся детские неприятности, которые впоследствии могут перерости к большим психологическим проблемам во взрослой жизни. Развить и адаптировать к общественной жизни чувственно-эмоциональную природу ребёнка - одна из главных задач театра. И сколько сил и времени мы тратим совместно, чтобы восполнить эти пробелы. Сколько усилий прилагается, чтобы справиться с зажатостью, научить громко и ясно говорить, строить фразу, проявить индивидуальность и способности. Способности, традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности. Каждый человек при рождении получает задатки, от которых зависит возможность развития способностей и в мою задачу входит помочь раскрыться ребёнку в творчестве, а это возможно по разному ибо в театре не только ты актёр, но и бутафор, и столяр, и плотник, и художник, и гримёр, и сценарист и портной… Многие дети открывают для себя новые профессии, учатся работать руками, а главное доводить начатое дело до конца. А о том, что они стали понимать чувства другого, сострадать, научились владеть собой и не вступать в конфликты говорили их родители. И вывод напрашивается сам: творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его, театр позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой.
Моя педагогическая деятельность началась в 2020 году. С самого начала дети проявили огромную активность и с большим рвением и вдохновением начали посещать объединение. Именно так начала свое существование детское объединение «Театр и мы». В первый же год было представлено небольшое представление. За эти 4 года на сцену вышло 7 кукольных спектаклей, 2 инсценировки, 5 этюдов, 1 пантомима, было отснято 2 фильма. Дети, поначалу стеснявшиеся выступать даже перед своими одноклассниками, постепенно начали чувствовать себя комфортно даже на больших сценах и показывать достойные результаты на таких крупных торжествах как "Парад Победы - 9 мая", "1 Сентября», «Новый год» и т.д. О хорошей результативности работы нашего объединения говорят ежегодные отзывы от родителей учащихся. Множество детей, осуждаемых в классе за неважную успеваемость, придавленных учебными неуспехами, расцвело на сцене. Вслед за успехами на театральной сцене, вместе с уверенностью в себе, приходило и желание быть успешным в других областях, таких как учеба, освоение новых умений, общение с друзьями и т.д. Словом, ребенок развивался, избавлялся от комплексов, чувствовал свою значимость.
Все это результат не одного дня, а плоды многолетней кропотливой работы, основанной на разработанной программе. Цель учебной общеразвивающей программы «Театр и мы»- развитие внутренней свободы обучающихся, формирование готовности к действию в условиях публичности и предлагаемых обстоятельствах. В процессе обучения формируются такие качества, как лидерское поведение, умение создавать увлекающую творческую атмосферу, анализировать и направлять процесс собственного творческого и личностного роста, построение межличностного общения в коллективе.
Необходимо отметить, что театральная деятельность направлена на развитие художественного мышления, артистических способностей, выявление единства слова, музыки, танца, формирование знаний о лучших достижениях художественной литературы.
Уделяя много времени на оттачивание сценической речи, сценического движения, сценического мастерство дало свои положительные результаты. Постановка спектакля требует много усилий, в том числе и поиски сценических костюмов и изготовление декораций для создания реальной атмосферы отнимают очень много времени.
Необходимо отметить, что школа уделяет большое внимание дополнительному образованию. Радует и тот факт, что каждое мероприятие активно посещают не только ученики и учителя, но и родители.
За свой не многолетний опыт могу сказать, что не бывает "не талантливых", "не способных", "плохих" детей. Бывает неправильная манера общения, неграмотный психологический подход, неподходящий учебный материал и даже некомпетентная педагогическая деятельность. В комфортных условиях любой "гадкий утенок" может превратиться в лебедя. Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Занятия в театральной студии позволяют успешно работать с тревогой, раздражительностью, страхами, а также неуверенностью в себе, сниженной самооценкой, трудностями в общении, они способны смягчить разрыв с близким человеком, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.
Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся: углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам, стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников, повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов. Театр, как дополнительное образование, оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат