Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль культурологического подхода в обучении русскому языку. Работа №66254

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль культурологического подхода в обучении русскому языку
Работа:

РОЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Покатилова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Средняя школа №9» г. Мариуполь

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме роли культурологического подхода в обучении русскому языку. Автор подчеркивает, что современный мир требует эффективного подхода к обучению русскому языку, который учитывал бы его культурные, исторические и социальные аспекты. В статье рассматриваются преимущества культурологического подхода, такие как глубокое понимание языка, развитие языковой компетенции, расширение кругозора учащихся и формирование толерантности. Автор также отмечает важность включения в учебный процесс аутентичных материалов и разнообразных форм работы, что делает изучение русского языка более интересным и эффективным.

Ключевые слова: Культурологический подход, критическое мышление, русская культура, массовая культура.

 

В современном мире изучение русского языка становится все более актуальным и востребованным. Русский язык не только является одним из шести официальных языков ООН, но также играет важную роль в международных деловых связях, научной сфере и культурном обмене. Понимание и владение этим языком открывают двери к богатству русской литературы, культуры и истории. В этой связи возникает необходимость эффективного подхода к обучению русскому языку, который учел бы его особенности и специфику.

Один из таких подходов – это культурологический подход. Роль культурологического подхода в обучении русскому языку заключается в том, что он позволяет учащимся лучше понять и овладеть языком, учитывая его культурные, исторические и социальные аспекты.

Культурологический подход также способствует развитию языковой компетенции учеников. Знание культурных особенностей и социальных контекстов помогает лучше понимать и использовать языковые конструкции, а также адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям.

Основы культурологического подхода в обучении русскому языку включают также изучение литературы, искусства, массовой культуры и культурной истории. Это позволяет расширить кругозор детей и сделать изучение языка более интересным и эмоциональным.

Культурологический подход в обучении русскому языку развивает у учащихся критическое мышление и способность анализировать ситуации, связанные с языковыми и культурными нюансами. Он также способствует формированию у учащихся уважения к разным культурам и их разнообразию.

Исследования в области культурологического подхода в обучении русскому языку имеют большое значение для разработки эффективных методик обучения. Культурологический подход предполагает включение в учебный процесс не только языковых навыков, но и знаний о культуре, истории, обычаях и традициях русского народа.

Результаты исследований показывают, что использование культурологического подхода способствует более глубокому усвоению языка. Изучение языка в контексте культуры позволяет лучше понять особенности его строения, значения и употребления в различных ситуациях. Такой подход помогает учащимся не только говорить на языке, но и понимать его шире и использовать более точные выражения.

Применение культурологического подхода в практике обучения русскому языку имеет несколько положительных аспектов. Во-первых, он позволяет учащимся расширить свой кругозор и познакомиться с культурой русского народа. Знание истории, традиций и обычаев помогает лучше понять контекст коммуникации и использовать язык правильно и адекватно. Кроме того, культурологический подход способствует формированию у учащихся толерантного отношения к другим культурам и народам, что является неотъемлемой частью межкультурной коммуникации.

Во-вторых, культурологический подход в обучении русскому языку часто стимулирует учащихся к активной учебной деятельности, так как он предлагает разнообразные формы работы. Это может быть анализ фольклорных текстов, рассмотрение произведений искусства, изучение национальных кулинарных рецептов и множество других интересных заданий. Весьма полезным в этом контексте является использование аутентичных материалов, таких как песни, фильмы, газетные статьи, которые позволяют погрузиться в реальный языковой и культурный контекст.

Кроме того, культурологический подход в обучении русскому языку способствует развитию критического и творческого мышления учащихся. Анализ культурных текстов, осознание особенностей национальной идентичности и способов самовыражения помогает учащимся стать более гибкими и способными адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям. Они могут не только понимать и воспроизводить речь, но и использовать язык для собственных творческих выражений и исследований.

Знание культурных особенностей, обычаев, традиций и исторического фона помогает учащимся лучше понять, как формировался русский язык, почему существуют определенные выражения и слова. Этот контекст делает учебный процесс более увлекательным и интересным, так как студенты видят целостную картину, а не просто список слов для запоминания.

Мотивация к изучению русского языка становится более глубокой и устойчивой, так как обучающиеся видят смысл и ценность в изучении языка не только для повседневного общения, но и для понимания мира и себя в нем.

 

 

Список литературы

1. Кожина, М. Н. Культурология языка: учебное пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 2010.

2. Дейкина А.Д. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательном пространстве родной культуры // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. Доклады и тезисы докладов участников Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А.В. Текучева (11—12 марта 2003 г.) / Составители: проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. — М.: МПГУ, 2003. — С. 10—15.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X