МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Останкова Наталья Николаевна, учитель,
МБОУ «Средняя школа №14», г.о. Иловайск
Аннотация: Статья посвящена реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на уроках русского языка и литературы в современной школе. Автор подробно раскрывает основные принципы и подходы, которые должны лежать в основе обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся и формируя их критическое мышление, коммуникативные навыки и творческие способности, приводит конкретные примеры практических заданий, которые могут быть использованы на уроках для успешной реализации ФГОС.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), индивидуализация обучения, контроль и оценка, интерактивные технологии, методические приемы.
В современном образовании особое внимание уделяется реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Данный стандарт определяет цели, задачи и содержание образования, а также методические приемы, которые используются при его реализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает основные цели и задачи обучения русскому языку и литературе, а также определяет содержание и требования к уровню подготовки учащихся. Чтобы успешно реализовать его на уроках, учителя должны иметь глубокие знания методики преподавания данных предметов и применять соответствующие приемы.
При реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы важно придерживаться определенных основных принципов и подходов:
Принцип индивидуализация образовательного процесса. Учитывая разнообразие способностей и интересов учащихся, уроки должны быть спланированы таким образом, чтобы каждый ученик мог развиваться в соответствии со своими потребностями.
Принцип активности учащихся. Применение интерактивных методик и форм работы на уроках позволяет стимулировать интерес к изучаемому материалу и развивать критическое мышление. Важно также учитывать принцип системности и последовательности обучения, чтобы обеспечить целостное и глубокое усвоение знаний.
Принцип дифференциации обучения. Разнообразие методов, приемов и форм работы на уроках помогает учителю адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, поддерживая его успехи и помогая преодолевать трудности.
Принцип контроля и оценки. Применение различных форм контроля и обратной связи позволяет учителю оценивать уровень усвоения знаний учащимися, а также корректировать свою работу в соответствии с их потребностями. При этом важно стремиться к объективной и дифференцированной оценке достижений каждого ученика.
Для эффективной реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы можно использовать различные методические приёмы.
1) Работа с аутентичными текстами (в широком смысле означает подлинный текст документа). Это позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, а также развивать навыки анализа и творческого мышления. При этом важно подбирать тексты разного жанра, времени и стиля для более полного охвата материала.
2) Использование интерактивных технологий и современных образовательных ресурсов. Это делает урок более динамичным, помогает привлечь внимание учащихся и создать комфортную обстановку для усвоения нового материала. Возможно использование интерактивных досок, компьютерных программ, мультимедийных презентаций и других средств обучения.
3) Работа в группах и парами. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению мнения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также критически мыслить. В процессе групповой работы учащиеся могут обмениваться идеями, проверять и дополнять свои знания, что способствует более полному усвоению учебного материала.
4) Использование игровых методик также может быть эффективным в реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы. Это может быть игра-соревнование, драматизация литературного произведения, составление кроссворда по теме урока и другие игровые приёмы, способствующие более глубокому усвоению материала.
Рассмотрим несколько примеров практических задани на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.
Русский язык:
1. Работа с текстом:
"Пересказ с элементами драматизации": Ученики читают отрывок из произведения и разыгрывают его в виде мини-спектакля, включая реплики героев, интонацию и жесты.
"Новости с ошибками": Ученики получают текст новостей с ошибками (грамматические, пунктуационные, стилистические). Их задача - найти и исправить ошибки, объяснив свой выбор.
"Сравнительный анализ текстов": Учащимся предлагают два текста на одну тему (например, два описания осени). Их задача - сравнить тексты, определить сходства и различия, выделить художественные приемы, использованные авторами.
2. . Работа с грамматикой и орфографией:
"Грамматические игры": Игры с словами и грамматическими правилами, например, "Словообразование", "Разгадай анаграмму", "Найди ошибку".
"Диктанты с комментариями": Ученики пишут диктант, а затем комментируют свои ошибки, объясняя правила орфографии и пунктуации.
"Орфографические ловушки": Ученикам предлагают текст с "опасными" словами (например, с гласными в корне, с непроверяемыми орфограммами). Их задача - найти эти слова и объяснить их написание.
Литература:
1. Анализ произведений:
"Создание интерактивной карты": Ученики создают интерактивную карту к произведению, отмечая на ней важные места, события, характеры героев.
"Визуализация текста": Ученики рисуют иллюстрации к произведению, создают коллажи, подбирают музыку и звуковые эффекты, которые соответствуют атмосфере произведения.
"Современная интерпретация": Ученики пересказывают произведение на современном языке, меняют жанр произведения (например, переписывают сказку в виде детектива).
2. Развитие читательской компетенции:
"Литературные квесты": Ученики ищут ответы на вопросы о произведении в тексте, в иллюстрациях, в источниках информации.
"Литературные батлы": Ученики защищают свою точку зрения о произведении, аргументируя свою позицию примерами из текста.
*"Чтение вслух с интонацией": Ученики учатся читать вслух с интонацией, передавая чувства и настроения героев, характер событий.
3. Творческие проекты:
"Создание мультимедийных проектов": Ученики создают мультимедийные проекты о жизни и творчестве писателя, о сюжете произведения, о характере героя.
"Инсценировка отрывка из произведения": Ученики разыгрывают отрывок из произведения, подбирая костюмы, декорации, музыку, реплики героев.
"Создание литературного журнала": Ученики создают литературный журнал, включая в него статьи, рассказы, стихи, иллюстрации, рецензии на произведения.
Важно:
- Использовать разнообразные формы работы (индивидуальные, парные, групповые).
- Учитывать индивидуальные особенности учащихся.
- Соединять теоретические знания с практической деятельностью.
- Создавать условия для творчества и самовыражения учащихся.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/
2. Литература. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Аристова М. А., Беляева Н. В., Критарова Ж. Н.; под ред. М. А. Аристовой. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 167 с.
2. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы // Евразийский научный журнал. 2015. №8.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат