РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Останкова Наталья Николаевна, учитель,
МБОУ «Средняя школа №14», г.о. Иловайск
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетенции учащихся в старших классах через работу с текстом на уроках русского языка. Автор рассматривает роль работы с текстом в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, выделяя ее значимость для развития творческого потенциала, пополнения словарного запаса, улучшения качества речи и формирования навыков орфографической зоркости. В статье представлены разнообразные методические приемы работы с текстом, включая анализ текстовых материалов, построение диалогической коммуникации на основе текстов, а также использование ролевых игр и дебатов. Автор подчеркивает важность применения разнообразных методов работы с текстом для достижения целей образовательной программы.
Ключевые слова: ФГОС, работа с текстом, анализ текста, методические приемы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО), предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». В соответствии с этим педагогами применяется способ – Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Основные задачи работы с текстом заключаются в формировании навыков адекватного восприятия, анализа и оценки информации, выделении главных и второстепенных мыслей, составлении планов, рефлексии и ведении диалогов по тексту.
Анализ текстовых материалов является неотъемлемой частью работы учителя на уроках русского языка. Этот инструмент позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся и формировать их коммуникативную компетенцию.
Во-первых, анализ текстовых материалов помогает развить навыки чтения и понимания текста. Учащиеся изучают разнообразные тексты, такие как художественная литература, научно-популярные статьи, новости и другие. При анализе текстов они учатся выделять ключевую информацию, определять основную идею текста, выделить главных персонажей и основные события.
Во-вторых, анализ текстовых материалов способствует развитию навыков анализа и интерпретации текста. Учащиеся учатся искать скрытый смысл и символику в текстах, а также оценивать авторский стиль и приемы художественного изображения. Это не только помогает им лучше понять текст, но и развивает их критическое мышление и способность к аналитической работе.
Кроме того, анализ текстов помогает расширить словарный запас и повысить грамматическую грамотность учащихся. При анализе текстов они встречают новые слова и выражения, учатся правильно употреблять грамматические конструкции, а также обогащают свой письменный и устный речевой опыт.
Наконец, такой анализ способствует развитию ученической активности и инициативы. Учащиеся могут самостоятельно выбирать тексты для анализа, а также предлагать свои варианты толкования и интерпретации. Это позволяет им проявить свои творческие способности, развивать умение высказываться и аргументировать свою точку зрения.
Построение диалогической коммуникации на основе текстов является так же важной составляющей работы с русским языком на уроках. Приемы построения диалогической коммуникации:
1. Создание диалогов на основе прочитанных произведений. Учащиеся могут воссоздать диалог между героями, придумать продолжение сюжета, или сами выступить в роли персонажей. Такая практика помогает развить навыки аудирования, чтения и устной речи, а также способствует развитию воображения и творческого мышления.
2. При создании диалогов важно обратить внимание на правильность использования грамматических конструкций, аккуратность в выборе лексики и способности адекватно отражать характеры героев. Учащиеся могут использовать предложенные конструкции и лексику из прочитанных текстов, что способствует закреплению их в памяти.
3. Анализ диалогов, предложенных в учебнике или других источниках. Учащиеся могут обсуждать смысл высказываний персонажей, искать неявную информацию или интерпретировать события. Такой анализ помогает развить навыки критического мышления, умение анализировать и обобщать информацию, а также улучшает понимание текстового материала.
4. Кроме того, оригинальные диалоги на основе тематических текстов могут быть использованы для проведения ролевых игр и дебатов на уроках. Это помогает учащимся научиться выстраивать свою аргументацию, обосновывать свою позицию и аргументировать свои действия. Такие игры способствуют развитию навыков убеждения и уверенности в себе.
Приведем примеры работы с текстом на уроках русского языка:
1. Анализ текста:
"Слово в контексте": Ученики анализируют значение слова в контексте текста, используя словари, энциклопедии, интернет-ресурсы.
"Композиционный анализ": Ученики анализируют композицию текста, выделяют части, главные и второстепенные элементы сюжета, определяют роль композиции в раскрытии идеи произведения.
"Анализ художественных образов": Ученики анализируют образы героев, предметов, явлений, определяют их роль в тексте, изучают художественные детали, символы, метафоры, которые использует автор.
"Анализ тематики и идеи": Ученики определяют тему, идею, проблематику текста, выделяют главные мысли, которые хочет донести автор.
"Сравнительный анализ": Ученики сравнивают два или несколько текстов на одну тему, выделяют сходства и различия, анализируют стиль, язык, художественные приемы авторов.
2. Творческая работа с текстом:
"Пересказ с элементами творчества": Ученики пересказывают текст от лица одного из героев, меняют жанр текста, добавляют собственные детали.
"Создание собственного текста": Ученики пишут эссе, рассказы, стихи на основе прочитанного текста, развивают собственные мысли и идеи, используют стилевые приемы.
"Интерпретация текста": Ученики дают собственную интерпретацию текста, аргументируя свою точку зрения примерами из текста.
"Разработка рекламного ролика": Ученики создают рекламный ролик к произведению, используя текст, изображения, видео, аудио.
"Создание мини-спектакля": Ученики разыгрывают отрывок из произведения, включая реплики героев, интонацию, жесты.
3. Работа с нестандартными текстами:
"Анализ публицистического текста": Ученики анализируют публицистический текст, определяют его цель, авторскую позицию, используемые аргументы.
"Анализ рекламного текста": Ученики анализируют рекламный текст, выделяют ключевые слова, образные средства, приемы влияния на потребителя.
"Анализ интернет-текста": Ученики анализируют текст, размещенный в интернете, определяют его жанр, авторство, цель создания, используемые стилевые приемы.
"Анализ аудио- или видео-материала": Ученики анализируют аудио- или видео-материал, обращая внимание на звуковые эффекты, картинку, речь, интонацию, жесты, мимику, чтобы разобрать смысл и идею представленного материала.
4. Применение новых технологий:
"Онлайн-платформы для анализа текста": Ученики используют онлайн-платформы, которые помогают анализировать текст, выделять ключевые слова, определять стиль и жанр, создавать схемы и карты.
"Создание презентаций": Ученики создают презентации по теме урока, используя текст, изображения, видео, аудио, чтобы представить результаты анализа текста.
"Создание видеороликов": Ученики создают видеоролики, в которых представляют свой анализ текста, используют видеофрагменты, музыку, звуковые эффекты, анимацию, чтобы сделать видео более ярким и интересным.
5. Метод проектов:
"Исследовательский проект": Ученики выбирают тему для исследования и собирают информацию из различных источников, анализируют тексты, проводят опросы, создают собственные тексты.
"Творческий проект": Ученики создают собственное художественное произведение (рассказ, стих, пьесу, сценарий) на основе прочитанного текста.
"Презентационный проект": Ученики подготавливают презентацию по теме урока, используя текст, изображения, видео, аудио, чтобы представить результаты своего исследования или творческого проекта.
Важно: При работе с текстом в старших классах важно стимулировать критическое мышление учащихся, развивать их способность анализировать, интерпретировать, создавать собственные тексты, использовать новые технологии для работы с текстом.
Список литературы
1. Методы и приёмы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы : сборник методических рекомендаций. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017. – 48 с.
2. Васильева В.В., Ежова Е.В. Курс-практикум «Работа с текстом» // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 200-204.
3. Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат