Проектный метод обучения на уроках технологии
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Конфуций
Образование является составной частью культуры человека и общества. Для достижения нового результата образования в условиях современной школы необходим поиск новых более эффективных педагогических технологий, призванные решить проблему развития творческих способностей школьников в эпоху научно-технического прогресса, формируя навык саморазвития и самообразования, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативному подходу к решению различных задач. Для воспитания современного человека в полной мере является метод проектов на уроках технологии.
Основа предмета «Технология» — практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии. На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающие, проблемное, метод проектов.
Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала.
Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Работа учащегося над проектом дает возможность составить представление о жизненном цикле изделия — от идеи до её воплощения в реальности. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.
Этап 1.Организационный. Учитель мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта, интересы обучающихся, наблюдает.
Этап 2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Учитель помогает выбрать тему проекта (по просьбе), наблюдает, консультирует.
Этап 3. Обсуждение методических аспектов и организация работы.
Учитель продумывает разные варианты проблем, в рамках выбранной темы, наблюдает, консультирует.
Этап 4.Структурирование проекта. Наблюдает, советует (по просьбе).
Этап 5. Работа над проектом. Наблюдает, направляет, консультирует.
Этап 6. Подведение итогов. Участвует в коллективном анализе и оценки результатов проекта.
Схема показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения и на процесс применения имеющихся знаний.
Учащиеся выступают активными участниками процесса выполнения проекта. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения.
В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности учащихся.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения. Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
-воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер. Оценивать и поощрять работу ребенка необходимо по следующим критериям:
- Новизна материала или подхода к его изложению
- Глубокое понимание материала
- Блестящие ответы на вопросы
- Яркое оформление презентации
- Заинтересованность темой
- Номинации: «Дружный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект»
После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети ощутили удовлетворение от своей деятельности.
Выводы. Учитель, не овладевший проектированием, методом учебных проектов, не может эффективно использовать возможности проектного обучения, учебного проектирования.
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат