МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Линючева Елена Николаевна, учитель начальных классов
МОАУ «Хорогочинская СОШ», Тындинский р-н, п. Кувыкта
Аннотация. Статья посвящена важности учебной мотивации у младших школьников и ее влиянию на успехи в учебе. Автор подчеркивает, что высокая мотивация способствует успешному усвоению материала, развитию положительного отношения к учебе и формированию трудолюбия и самодисциплины. В статье также рассматриваются основные принципы формирования учебной мотивации, включая индивидуальный подход, использование разнообразных методов и приемов, поощрение и поддержку успехов.
Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, индивидуальный подход, игровые методы обучения, поощрение и поддержка, роль родителей.
Уровень мотивации учащихся непосредственно влияет на их успехи в учебе. В случае младших школьников, это особенно важно, поскольку на этом этапе формируются основные учебные навыки и привычки. Высокий уровень мотивации способствует более успешному усвоению материала, развитию позитивного отношения к учебе, а также формированию трудолюбия и самодисциплины.
С одной стороны, когда ученики мотивированы, они более склонны к активному участию в уроке, заданиям и домашнему заданию. Это содействует формированию устойчивых навыков и улучшает уровень обучения и усвоения материала. Материал лучше усваивается, когда ребенок заинтересован в нем и видит в этом значение для себя. Общение с мотивированными ребятами также может стимулировать других учеников к активной учебной деятельности.
С другой стороны, низкий уровень мотивации может приводить к отсутствию интереса и снижению активности на уроках, слабому освоению материала и формированию негативного отношения к учебе. Это может создать проблемы в дальнейшем обучении и развитии. Низкая мотивация может также отразиться на поведении ребенка в классе, что влияет на общую атмосферу в учебном процессе.
Основные принципы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста основаны на учёте возрастных особенностей, психологических потребностей и специфики обучения. Важным принципом является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его интересов, способностей и уровня развития. Такой подход позволяет создать условия для успешного и продуктивного обучения.
Ещё одним ключевым принципом формирования учебной мотивации является использование разнообразных методов и приёмов, основанных на игровых и интерактивных формах обучения. Взаимодействие с учащимися через игровые ситуации, творческие задания и практические занятия помогает поддерживать интерес к учебе и формировать положительное отношение к знаниям.
Также важным принципом является поощрение и поддержка успехов каждого ребёнка. Положительная обратная связь, похвала за достижения, создание условий для саморазвития и самореализации способствует укреплению учебной мотивации, формирует уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшим достижениям.
Необходимо также отметить, что роль родителей в развитии учебной мотивации у младших школьников крайне важна и несет большую ответственность за успехи и неуспехи ребенка. Родители являются первоначальными «учителями»своих детей и могут оказывать большое влияние на их мотивацию к учебе.
Во-первых, родители должны прививать детям позитивное отношение к учебе. Они могут делать это, например, похвалой за успешное выполнение заданий или за хороший прогресс. Кроме того, родители могут помочь установить цели и планы, которые будут помогать мотивировать ребенка на учебу.
Во-вторых, семейная обстановка играет значительную роль в формировании учебной мотивации у ребенка. Если родители активно участвуют в его учебе и проявляют интерес к его достижениям, это создает дополнительную мотивацию у ребенка. Родители могут помогать ребенку с выполнением домашних заданий, интересоваться его успехами и неуспехами, искать способы помощи и поддержки в случае необходимости.
В-третьих, родители могут создавать подходящую обстановку для учебы дома. Они могут обеспечить своим детям тихое и уютное место для учебы, где они смогут сосредоточиться и работать. Также важно, чтобы дети видели, что учеба является приоритетом для их родителей. Например, родители могут устанавливать определенное время для учебы, когда они сами занимаются своими делами, показывая тем самым, что все члены семьи отдают учебе большое значение.
Как уже было отмечено, игры и интерактивные методы играют важную роль в формировании учебной мотивации у младших школьников. Они позволяют детям учиться через игру и применять полученные знания на практике, что помогает им лучше усваивать материал и заинтересоваться учебным процессом.
Одним из методов, используемых для стимулирования учебной мотивации у детей, является использование игровых элементов в уроках. Например, учитель может использовать интеллектуальные игры, головоломки или конкурсы, чтобы повысить интерес младших школьников к учебе. Это помогает развивать у детей навыки решения проблем и критического мышления, а также укрепляет их уверенность в своих силах.
Еще одним эффективным приемом являются уроки, организованные в форме игр. Например, учитель может предложить учащимся сыграть в ролевую игру, где каждый ребенок будет представлять какого-то персонажа или профессию. Такой подход позволяет детям эмоционально вжиться в ситуацию и лучше понять материал, проявлять инициативу и развивать коммуникативные навыки.
Также интерактивные технологии могут быть полезны для стимулирования учебной мотивации у младших школьников. В наше время дети активно используют компьютеры и планшеты, поэтому использование интерактивных приложений и программ на уроках может быть эффективным способом привлечь внимание и заинтересовать детей. Уроки, основанные на использовании мультимедийных материалов и интерактивных заданий, позволяют детям получить новые знания с удовольствием и учиться в интересной форме.
Кроме того, важно учесть индивидуальные потребности каждого ребенка при выборе игр и интерактивных методов. Для этого может быть полезно проводить диагностику уровня учебной мотивации у каждого ученика и на основе полученных данных разрабатывать индивидуальные программы работы. Таким образом, учебный процесс будет адаптирован к потребностям и интересам каждого ребенка, что способствует формированию и поддержанию учебной мотивации.
Таким образом, уровень мотивации имеет существенное влияние на учебный процесс младших школьников и является важным аспектом их образования. Важно формировать и поддерживать позитивную учебную мотивацию у детей, чтобы обеспечить им успешное усвоение знаний и навыков, развитие учебной активности и интереса к обучению.
Список литературы
1. Трифонова, А. Д. Формирование учебной мотивации у младших школьников через ситуацию успеха / А. Д. Трифонова, Е. А. Кукуев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 536-538.
2. Якубенок, Е. В. Развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе выполнения домашних заданий / Е. В. Якубенок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 450-453.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат