ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Линючева Елена Николаевна, учитель начальных классов
МОАУ «Хорогочинская СОШ», Тындинский р-н, п. Кувыкта
Аннотация. Статья посвящена технологии учебного сотрудничества как важному средству формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников. Автор подчеркивает роль этого подхода в активизации коммуникативных процессов в учебной деятельности, развитии навыков сотрудничества и социальной компетентности у детей. В статье также рассматриваются основные принципы и практические примеры применения технологии учебного сотрудничества, включая использование интерактивных технологий.
Ключевые слова: технология учебного сотрудничества, коммуникативные универсальные действия, младшие школьники, навыки сотрудничества, социальная компетентность.
Технология учебного сотрудничества является важным средством формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников. Она представляет собой методический подход, направленный на активизацию коммуникативных процессов в учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества и социальной компетентности у детей.
Основная идея технологии учебного сотрудничества заключается в создании ситуаций, где учащиеся работают вместе, обмениваются мнениями, выстраивают решения и совместно достигают поставленные цели. Этот подход позволяет формировать навыки коммуникации, обучает эффективному взаимодействию и развивает умение слушать и уважать точку зрения других. Важно отметить, что в контексте младшей школы технология учебного сотрудничества способствует не только усвоению учебного материала, но и развитию социальных и эмоциональных навыков, которые остаются важными на протяжении всей жизни.
В учебном процессе использование технологии учебного сотрудничества позволяет создавать условия для разнообразных коммуникативных задач, таких как обсуждение учебного материала в группах, проведение коллективных исследовательских проектов, решение проблемных ситуаций совместными усилиями. Это способствует развитию у учащихся навыков диалога, умения слушать и высказывать свое мнение, а также работать в коллективе для достижения общей цели. Технология учебного сотрудничества также способствует формированию у школьников умения сотрудничать, принимать решения и действовать в команде, что является важным ресурсом для успешной социальной адаптации и профессионального развития в будущем.
Практические примеры применения технологии учебного сотрудничества в учебном процессе представляют собой разнообразные методы и приемы, направленные на развитие коммуникативных универсальных действий у младших школьников. Одним из таких примеров является использование интерактивных досок, которые позволяют учащимся работать в группах, решать задачи совместно, обсуждать результаты и демонстрировать свои идеи с помощью технологии.
Другим практическим примером является использование виртуальных средств общения, таких как видеоконференции или онлайн-платформы для совместной работы над проектами. Это позволяет детям из разных классов или даже школ обмениваться идеями, объединять усилия и разрабатывать совместные проекты, что способствует развитию навыков коммуникации, взаимодействия и умения работать в коллективе.
Также важным примером применения технологии учебного сотрудничества является использование специализированных программ и приложений, которые позволяют создавать коллективные проекты, писать совместные тексты, редактировать и дополнять работы друг друга. Это могут быть текстовые редакторы, презентационные программы или специализированные платформы для совместной работы над учебными материалами.
Оценка эффективности использования технологии учебного сотрудничества позволяет выявить результаты и преимущества данного подхода к обучению. Исследования показывают, что учащиеся, применяющие данную технологию, демонстрируют более активное участие в урочной и внеурочной деятельности, улучшенную мотивацию, развитие коммуникативных и социальных навыков.
Один из основных аспектов эффективности технологии учебного сотрудничества заключается в возможности активного включения каждого ученика в процесс обучения. В рамках работы в малых группах или парами учащиеся вынуждены активно общаться друг с другом, объяснять свои точки зрения, выслушивать и учитывать мнение других. Это способствует развитию навыков общения, аргументации, способности слушать и выражать свои мысли.
Кроме того, технология учебного сотрудничества позволяет учащимся развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. В ходе совместных проектов и заданий, учащиеся учатся работать как в коллективе, так и в парах. Они учатся уважительно относиться к мнению других, брать на себя роль лидера или помощника в зависимости от ситуации. Таким образом, технология учебного сотрудничества способствует формированию таких ценностей, как взаимопомощь, толерантность, уважение к другим.
Перспективы использования технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе младших школьников также представляются многообещающими. С развитием информационных технологий становится возможным использование онлайн-платформ и специального программного обеспечения для проведения совместных проектов и заданий. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и организованным, а также помогает развивать навыки работы с информацией и использования современных технологий.
Таким образом, технология учебного сотрудничества доказывает свою эффективность в формировании коммуникативных универсальных действий младших школьников. Благодаря активной работе в малых группах, учащиеся развивают навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи. Перспективы использования этой технологии включают использование онлайн-инструментов, что позволит сделать обучение более интерактивным и современным. Таким образом, технология учебного сотрудничества является важным инструментом в современном образовании.
Список литературы
1. Каличенко А.В. Подбор дифференцированных заданий в зависимости от характера деятельности учащихся / А.В. Каличенко // Начальная школа. – 2013. – №5. – С. 55.
2. Кудрявцева Л.В. Организация работы в парах постоянного состава /Л.В. Кудрявцева, С.В. Тархова // Начальная школа. – 2013. – №11. – С. 47-53.
3. Поздеева С.И. Новые формы учебной дискуссии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / С.И. Поздеева, Е.Г. Гуренкова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №6. – С. 27-29.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат