ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ледней Вера Петровна, учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 141 имени П.П. Зверькова города Донецка»
Аннотация. Статья посвящена важности развития коммуникативных компетенций у младших школьников, поскольку это закладывает фундамент для успешного общения в дальнейшей жизни. Автор подчеркивает роль школы в формировании навыков общения, взаимодействия и понимания окружающего мира, а также описывает методы, которые могут использоваться для достижения этой цели.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, начальная школа, развитие, социальные навыки, ролевая игра, игровые упражнения, проектные работы.
В современном мире умение эффективно общаться становится все более важным навыком для успешной адаптации в обществе. Именно в начальной школе формируются основы коммуникативных навыков, которые будут влиять на дальнейшее общение учащихся как в учебной, так и в повседневной жизни. Развитие коммуникативных компетенций в начальной школе имеет решающее значение для формирования у учащихся навыков эффективного общения, взаимодействия и понимания окружающего мира.
Одной из ключевых задач школьного образования является формирование коммуникативной компетентности учащихся, чтобы они могли выражать свои мысли, понимать точку зрения других, убеждать и договариваться. Эти навыки не только помогают детям успешно учиться, но и формируют их социальные навыки, необходимые для дальнейшего личностного и профессионального развития.
Кроме того, развитие коммуникативных компетенций в начальной школе способствует формированию у учащихся уважительного и толерантного отношения к мнению других, а также умению конструктивно решать возникающие конфликты. Эти навыки формируют базу для успешного взаимодействия в коллективе, способствуя созданию позитивной и дружественной образовательной среды.
Одним из основных методов формирования коммуникативных навыков учащихся в начальной школе является ролевая игра. При этом учащиеся имитируют различные роли и ситуации, взаимодействуют друг с другом, общаются и решают различные задачи. Этот метод позволяет детям развивать навыки общения, учиться слушать и понимать позицию других, вырабатывать умение договариваться и находить компромиссы.
Также важным методом является использование различных игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков. Это могут быть игры, в которых учащиеся должны описывать изображение или давать объяснения на предложенную тему. Такие упражнения помогают детям развивать умение выражать свои мысли, строить рассказы, аргументировать свою точку зрения.
Другим методом формирования коммуникативных навыков является использование различных проектных работ. При этом учащиеся работают в группах, обсуждают предметные вопросы, принимают совместные решения, выстраивают взаимоотношения. Этот метод позволяет детям на практике применять свои коммуникативные навыки, учит их сотрудничать, аргументировать свои действия и находить общий язык.
Необходимо также отметить роль учителя в развитии коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе. Учитель играет ключевую роль в формировании навыков общения у детей и создании благоприятной обучающей среды. Он должен быть не только знатоком своего предмета, но и педагогом, способным вдохновлять и мотивировать детей к общению.
Первоначально, учитель должен создать дружелюбную и поддерживающую атмосферу в классе, где каждый ученик чувствует себя важным и уважаемым. Он должен учить детей слушать друг друга, уважать мнения своих одноклассников, высказывать свои мысли и идеи с уважением к другим. Учитель может использовать разнообразные методики, такие как игры, ролевые сценарии, коллективные обсуждения для развития коммуникативных навыков учеников.
Также, учитель должен моделировать правильное общение, подробно объясняя, как правильно выражать свои мысли, задавать вопросы и слушать собеседника. Он должен быть готов поддержать и направить ученика, если возникнут трудности в общении. Кроме того, учитель может организовать совместную работу в парах или группах, чтобы ученики могли учиться решать конфликты и находить компромиссы.
Важно, чтобы учитель был терпеливым и понимающим, поощрял каждое усилие ученика в развитии их коммуникативных навыков. Он должен помогать детям преодолевать страх перед публичными выступлениями, и учить адекватно реагировать на критику.
Для эффективного формирования коммуникативных компетенций учащихся начальной школы необходимо проводить оценку и контроль их развития. Оценка способствует выявлению уровня сформированности коммуникативных навыков у каждого ученика, что в свою очередь позволяет корректировать учебный процесс и выбирать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Одним из методов оценки развития коммуникативных компетенций учащихся является проведение практических заданий, направленных на коммуникативное взаимодействие между учениками. Например, парные или групповые проекты, обсуждение тем в малых группах, ролевые игры и др. После выполнения таких заданий можно проводить беседу или анкетирование, чтобы узнать мнение учащихся о своих достижениях и сложностях, с которыми они столкнулись.
Также важным инструментом оценки коммуникативных компетенций является наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочной деятельности. Это позволяет учителю увидеть, как ученики применяют свои коммуникативные навыки в реальных ситуациях, взаимодействуя друг с другом и взрослыми.
Для контроля развития коммуникативных компетенций учащихся начальной школы также можно применять тестирование и проверочные задания, которые помогут учителю оценить уровень владения учениками различными видами коммуникативной деятельности, такими как устное высказывание, письменное общение, аудирование и чтение.
Таким образом, важность развития коммуникативных компетенций в начальной школе заключается в создании благоприятных условий для формирования навыков эффективного общения, важных как в учебной, так и в повседневной жизни учащихся. Эти навыки помогают им успешно взаимодействовать с окружающими и легко адаптироваться в современном обществе.
Список литературы
1. Быковская Е. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2016, - 63 с.
2. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011, - 48с.
3. Горячев М.Д., Попов А.А., Ширяев Е.А., Яндукова Т.А. Современное школьное образование: актуальные проблемы. ‒ Самара: ООО «Пор-то-принт», 2018. ‒ 194 с.
4. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат