Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование сказкотерапии при подготовке к школе. Работа №66311

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование сказкотерапии при подготовке к школе
Работа:

Использование сказкотерапии

при подготовке к школе

(на примере сказок М.Панфиловой «Лесная школа»).

 

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не

делать добра, то есть учит сопереживать.»

В.А. Сухомлинский

 

Цель сказкотерапии - активизация в ребёнке творческого начала, раскрытие собственного внутреннего мира и развитие его самосознания.

Задачи сказкотерапии:

Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Развивать

саморегуляцию

, умение снимать эмоциональное

напряжение

Развивать умения преодолевать трудности и страхи.

Развивать воображение,

творческие способности

,

речь.

Формировать навыки конструктивного выражения

эмоций.

Сказки из цикла «Лесная школа» (Адаптация ребёнка к школе. Психопрофилактические и коррекционные сказки) М.Панфиловой я начала применять сначала в рамках работы по подготовке к школе со старшими дошкольниками в детском саду, а потом и на курсах с будущими первоклассниками.

В книге рассматриваются следующие темы:

с

казки для школьной адаптации

;

с

казки об отношении учеников к вещам

;

с

казки об отношении учеников к урокам, к знаниям

;

с

казки о здоровье и о том, как стать большим

;

с

казки о школьных конфликтах.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Они знакомят старших дошкольников со школой и школьной жизнью на примере героев Лесной школы, которую создал Ёж.

После прочтения сказки провожу ее обсуждение, в ходе которого задаю следующие вопросы: «Понравилась ли вам сказка и почему?», «Кто из персонажей вам понравился или не понравился и почему?», «Что нового узнали о школе из этой сказки?, «Чему учит данная сказка?». Эти вопросы побуждают старших дошкольников выражать свое отношение к прочитанному, а также позволяют узнать, понят детьми смысл сказки или нет.

Кроме этого, анализируются поступки героев. Например, «Как можно охарактеризовать поступок Волчонка, который сознался, что за него домашнее задание выполнил отец?» Сравните поступок Лисёнка в начале сказки и в конце. (ск. «Волшебное яблоко»). «Что вы можете о них сказать?»

Особое внимание уделяю разбору эмоционального состояния героев. Например: «Какие чувства испытал Волчонок, когда учитель вызвал его к доске и почему?» (в ск. «Домашнее задание»), («Смешные страхи»: «Почему вы решили, что зайчик был напуган? По каким словам в тексте можно сказать, что он действительно боялся?»). «Как вспоминал свое состояние Волчонок, когда его спросил учитель?» (ск. «Подсказка»). Какие чувства вызвал у вас этот персонаж? Мною было замечено, что часто дошкольники затрудняются в обозначении чувств, используя обобщенные слова «хорошие» или «плохие».

По некоторым сказкам предлагаю нарисовать рисунки, которые тоже анализируются. Например, по сказке «Смешные страхи» детям даётся задание нарисовать испуганного зайчика. В ходе анализа рисунков задаётся вопрос: «Кому удалось передать в рисунке состояние зайчика?» По каким признакам видно, что зайчик на этом рисунке боится? (сидит под партой, видны только уши). По сказке «Подсказка» задание: нарисовать романтичного волчонка; по сказке «Волшебное яблоко» задание: нарисовать понравившийся отрывок. Эти задания стимулируют не только творческое воображение старших дошкольников, но и развивают их графические навыки. Кроме этого, это и элемент релаксации, поскольку рисование проводится под музыкальное сопровождение (включаю музыку для рисования).

После рисования по сказке «Волшебное яблоко» предлагаю рассказать о своем рисунке: «Кто изображен на рисунке, что делает и почему выбран именно этот отрывок?»

Помимо рассказа по рисунку, предлагаю задание пересказать небольшой отрывок из сказки или сказку (если она небольшая). Рассказ о своём рисунке и пересказ сказки позволяют развивать связную речь старших дошкольников.

Стоит отметить, что слушание сказки позволяет развивать слуховое внимание и произвольность - необходимый компонент для учебной деятельности. Мои наблюдения показывают: в современных условиях не все дети умеют слушать. Но есть и другой момент: даже если и слушают, то затрудняются потом с ответами на вопросы по содержанию сказки. Это свидетельствует о том, что информация на слух воспринимается и запоминается слабее.

Как показала практика работы в данном направлении, эти занятия способствуют также повышению уверенности у не очень уверенных в себе детей, которые на первых занятиях не отвечали на обращенные к ним вопросы, но постепенно, подбадривая их и вселяя в них уверенность, они стали отвечать и даже рассказывать небольшие отрывки.

Таким образом, использование сказок М.Панфиловой позволяет не только познакомить будущих первоклассников со школой и школьной жизнью, но и развивать их познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение) через анализ поступков сказочных героев, их эмоционального состояния, составление собственных рассказов и пересказа, рисование рисунков по сказкам, а также способствует личностному развитию, в частности, повышению уверенности; развивает произвольность. Всё перечисленное входит в компоненты психологической готовности (интеллектуальная, личностная, эмоциональная, волевая). Следовательно, происходит комплексная подготовка старших дошкольников к школе.

 

 

Педагог-психолог

МБОУ «ЦО – гимназия №30», г. Тула.

Поплаухина Ольга Александровна

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X