ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Сердюк Ирина Владимировна, педагог-воспитатель группы продлённого дня
МБОУ «Многопрофильный Лицей № 5 им. Н.П. Бойко г. Донецка»
Аннотация. Статья рассматривает важность взаимодействия между семьей и школой в процессе развития личности ребенка. Основное внимание уделено тому, как создать эффективное партнерство между родителями и педагогом-воспитателем для достижения успешных результатов в воспитании и обучении.
Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, педагогическая культура родителей, индивидуальный подход в общении.
Взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ОО решается в трех направлениях:
– повышение педагогической культуры родителей;
– вовлечение родителей в деятельность ОО;
– совместная работа по обмену опытом.
В рамках ГПД необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью организации образования, повышая культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и школа, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагога-воспитателя с родителями.
Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога-воспитателя с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог-воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога-воспитателя с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Педагог-воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы (быть своего рода психологом). В этом случае он должен проявить лояльность и успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж конкретного педагога и организации образования в целом.
Педагог-воспитатель ГПД, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени посещения обучающимися школы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни учебного коллектива.
Педагог-воспитатель ГПД должен проводить целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Каждый педагог-воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы педагога-воспитателя ГПД с родителями.
Важно уделять особое внимание знакомству родителей обучающихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками внеклассных дел. Необходимо привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. Необходимо, чтобы в классе формировались группы (родительские мини-объединения), которые помогают организовывать игровые мероприятия, оформляют стенгазеты и классные издания. Так, через изучение семей и совместную деятельность родителей и детей воспитатель ГПД добивается вовлечения родителей в образовательное пространство.
Опыт педагога-воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Педагог-воспитатель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений. Организация образования делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Сотрудничество учителей и педагогов-воспитателей ГПД, обучающихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание детей учиться в школе.
Список литературы
1. Казанцева В.А., Карпенко А.В. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки. – 2016. – №3. Том 1. – С. 75-79.
2. Каргополов И.С. Формирование классного коллектива // Молодой ученый. – 2019. – №12. – С. 263-265.
3. Кудимова Т. В. Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 102-104.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат