ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР: МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ
Грищенко Виктория Викторовна, учитель-дефектолог
ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР
Аннотация: В статье рассматривается актуальность индивидуального подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Автор описывает основные принципы индивидуального подхода, раскрывает практические методы работы с детьми с ЗПР.
Ключевые слова: Индивидуальный подход, коррекционно-развивающая работа, задержка психического развития (ЗПР), диагностика, коррекция.
В современном обществе вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста становятся все более актуальными. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, особенно тем, у кого имеются задержки в психическом или физическом развитии.
Задача специалистов в данной области - не только выявить проблемы и недостатки каждого ребенка, но и разработать эффективные методы и стратегии коррекции, которые помогут малышам преодолевать трудности и развиваться наилучшим образом.
Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) основан на учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Этот подход предполагает разработку индивидуальных программ и стратегий, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка в соответствии с его особенностями, способностями и уровнем развития.
Одной из ключевых особенностей индивидуального подхода является учёт уровня развития и конкретных потребностей каждого ребёнка, что позволяет эффективно корректировать его развитие и обеспечить максимальную индивидуализацию процесса обучения и воспитания.
Для реализации индивидуального подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР используются различные методы и стратегии, включающие индивидуальные занятия со специалистом, применение специализированных образовательных программ, создание благоприятной образовательной среды, вовлечение родителей в процесс обучения и использование индивидуальных технологий обучения и развития.
Индивидуальный подход также предполагает регулярное проведение индивидуальной диагностики и мониторинга развития каждого ребёнка для корректировки программы обучения и адаптации методик под его нужды.
Основные принципы индивидуального подхода:
1) Дифференциация: Подбор заданий и методов, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка.
2) Вариативность: Использование разных методов и приемов для достижения одной цели.
3) Системность: Создание единой системы коррекционно-развивающей работы, включающей все аспекты развития ребенка.
4) Комплексный подход: Учет всех сфер развития ребенка (речь, мышление, память, внимание, моторика) и взаимодействие между ними.
Рассмотрим некоторые методы и техники индивидуального подхода, применяемые специалистами:
1. Диагностические методы:
Наблюдение: Позволяет выявить индивидуальные особенности ребенка, его интересы, склонности, уровень развития.
Тестирование: Позволяет оценить уровень развития ребенка в различных сферах.
Анализ продуктов деятельности: Анализ рисунков, речи, работ ребенка помогает выявить характерные ошибки, недостатки, сильные стороны.
2. Коррекционные методы:
Игровые методы: Игра является основным видом деятельности дошкольника. Используются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами.
Наглядные методы: Демонстрация картинок, предметов, видеоматериалов.
Словесные методы: Чтение, рассказывание, беседы, речевые упражнения, задания на развитие речи.
Практические методы: Используются для формирования практических навыков, например, самообслуживания, рисования, лепки, конструирования.
Арт-терапия: Использование творческих методов для релаксации, выражения эмоций, снятия психологического напряжения.
3. Техники индивидуального подхода:
Техника "Маленькие шаги": Деление сложного задания на простые этапы, которые ребенок может выполнить самостоятельно.
Техника "Повторение и закрепление": Повторение нового материала в разных формах и с помощью различных методов.
Техника "Визуализация": Использование картинок, символов, схем для повышения понимания и запоминания информации.
Техника "Мотивация и похвала": Создание положительной атмосферы успеха, поощрение за достигнутые результаты.
Техника "Сотрудничество с родителями": Взаимодействие с родителями ребенка для создания единого подхода к коррекции и развитию.
4. Примеры индивидуальных заданий:
Ребенок с затруднениями в развитии речи: Игры на развитие мелкой моторики, артикуляционные упражнения, чтение сказок с проговариванием звуков.
Ребенок с недостатками внимания: Игры на тренировку внимания, задания на поиск отличий, задания на сортировку предметов.
Ребенок с затруднениями в развитии мышления: Игры на развитие логического мышления, задания на классификацию, задания на решение проблемных ситуаций.
Важно помнить:
Индивидуальный подход - это не просто набор методик, а система работы, направленная на учет индивидуальных особенностей ребенка и создание условий для его успешного развития. Для оптимального результата необходимо использовать разные методы и техники, сочетать индивидуальную работу с групповыми занятиями, а также тесно сотрудничать с родителями ребенка.
Результаты исследований показывают, что дети, получающие индивидуализированную поддержку, демонстрируют более значительные успехи в освоении навыков и развитии когнитивных функций.
Практический опыт специалистов также подтверждает положительное влияние индивидуального подхода на детей с ЗПР. Персонализированные программы обучения, разработанные с учетом особенностей каждого ребенка, позволяют эффективно работать над преодолением задержек в развитии и улучшением психоэмоционального состояния.
Важным аспектом успешной коррекционно-развивающей работы является также вовлечение родителей в процесс поддержки и обучения. Родительское партнерство позволяет создать благоприятную среду для эффективной работы с ребенком, обеспечивая его полноценное развитие.
Список литературы
1. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - Москва: «Школьная пресса», 2005 г.
2. «Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»: Методические рекомендации: Дайджест. [Рукопись] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2021. 57 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат