Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР: методы и стратегии. Работа №66319

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР: методы и стратегии
Работа:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР: МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ

 

Грищенко Виктория Викторовна, учитель-дефектолог

ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальность индивидуального подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Автор описывает основные принципы индивидуального подхода, раскрывает практические методы работы с детьми с ЗПР.

Ключевые слова: Индивидуальный подход, коррекционно-развивающая работа, задержка психического развития (ЗПР), диагностика, коррекция.

 

В современном обществе вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста становятся все более актуальными. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, особенно тем, у кого имеются задержки в психическом или физическом развитии.

Задача специалистов в данной области - не только выявить проблемы и недостатки каждого ребенка, но и разработать эффективные методы и стратегии коррекции, которые помогут малышам преодолевать трудности и развиваться наилучшим образом.

Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) основан на учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Этот подход предполагает разработку индивидуальных программ и стратегий, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка в соответствии с его особенностями, способностями и уровнем развития.

Одной из ключевых особенностей индивидуального подхода является учёт уровня развития и конкретных потребностей каждого ребёнка, что позволяет эффективно корректировать его развитие и обеспечить максимальную индивидуализацию процесса обучения и воспитания.

Для реализации индивидуального подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР используются различные методы и стратегии, включающие индивидуальные занятия со специалистом, применение специализированных образовательных программ, создание благоприятной образовательной среды, вовлечение родителей в процесс обучения и использование индивидуальных технологий обучения и развития.

Индивидуальный подход также предполагает регулярное проведение индивидуальной диагностики и мониторинга развития каждого ребёнка для корректировки программы обучения и адаптации методик под его нужды.

Основные принципы индивидуального подхода:

1) Дифференциация: Подбор заданий и методов, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка.

2) Вариативность: Использование разных методов и приемов для достижения одной цели.

3) Системность: Создание единой системы коррекционно-развивающей работы, включающей все аспекты развития ребенка.

4) Комплексный подход: Учет всех сфер развития ребенка (речь, мышление, память, внимание, моторика) и взаимодействие между ними.

Рассмотрим некоторые методы и техники индивидуального подхода, применяемые специалистами:

1. Диагностические методы:

Наблюдение: Позволяет выявить индивидуальные особенности ребенка, его интересы, склонности, уровень развития.

Тестирование: Позволяет оценить уровень развития ребенка в различных сферах.

Анализ продуктов деятельности: Анализ рисунков, речи, работ ребенка помогает выявить характерные ошибки, недостатки, сильные стороны.

2. Коррекционные методы:

Игровые методы: Игра является основным видом деятельности дошкольника. Используются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами.

Наглядные методы: Демонстрация картинок, предметов, видеоматериалов.

Словесные методы: Чтение, рассказывание, беседы, речевые упражнения, задания на развитие речи.

Практические методы: Используются для формирования практических навыков, например, самообслуживания, рисования, лепки, конструирования.

Арт-терапия: Использование творческих методов для релаксации, выражения эмоций, снятия психологического напряжения.

3. Техники индивидуального подхода:

Техника "Маленькие шаги": Деление сложного задания на простые этапы, которые ребенок может выполнить самостоятельно.

Техника "Повторение и закрепление": Повторение нового материала в разных формах и с помощью различных методов.

Техника "Визуализация": Использование картинок, символов, схем для повышения понимания и запоминания информации.

Техника "Мотивация и похвала": Создание положительной атмосферы успеха, поощрение за достигнутые результаты.

Техника "Сотрудничество с родителями": Взаимодействие с родителями ребенка для создания единого подхода к коррекции и развитию.

4. Примеры индивидуальных заданий:

Ребенок с затруднениями в развитии речи: Игры на развитие мелкой моторики, артикуляционные упражнения, чтение сказок с проговариванием звуков.

Ребенок с недостатками внимания: Игры на тренировку внимания, задания на поиск отличий, задания на сортировку предметов.

Ребенок с затруднениями в развитии мышления: Игры на развитие логического мышления, задания на классификацию, задания на решение проблемных ситуаций.

Важно помнить:

Индивидуальный подход - это не просто набор методик, а система работы, направленная на учет индивидуальных особенностей ребенка и создание условий для его успешного развития. Для оптимального результата необходимо использовать разные методы и техники, сочетать индивидуальную работу с групповыми занятиями, а также тесно сотрудничать с родителями ребенка.

Результаты исследований показывают, что дети, получающие индивидуализированную поддержку, демонстрируют более значительные успехи в освоении навыков и развитии когнитивных функций.

Практический опыт специалистов также подтверждает положительное влияние индивидуального подхода на детей с ЗПР. Персонализированные программы обучения, разработанные с учетом особенностей каждого ребенка, позволяют эффективно работать над преодолением задержек в развитии и улучшением психоэмоционального состояния.

Важным аспектом успешной коррекционно-развивающей работы является также вовлечение родителей в процесс поддержки и обучения. Родительское партнерство позволяет создать благоприятную среду для эффективной работы с ребенком, обеспечивая его полноценное развитие.

 

 

Список литературы

1. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - Москва: «Школьная пресса», 2005 г.

2. «Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»: Методические рекомендации: Дайджест. [Рукопись] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2021. 57 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×