РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
Юшкова Елена Анатольевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31 п. Новый Надеждинского района»
Аннотация. Статья рассматривает важность развития связной речи у дошкольников и предлагает использование приемов мнемотехники как эффективный метод совершенствования речевых навыков. Автор подчеркивает, что мнемотехника помогает детям лучше запоминать информацию, устанавливать ассоциации между словами и понятиями, а также развивает логическое и творческое мышление. В статье также описываются основные приемы мнемотехники (визуальные образы, ассоциации, повторения).
Ключевые слова: развитие связной речи, мнемотехника, визуальные образы, ассоциации, повторения, логическое мышление, творческое мышление, нарушения развития речи, игровое обучение, визуальные материалы.
Развитие связной речи у дошкольников играет важную роль в их обучении и будущем успехе. Одним из эффективных способов совершенствования речевых навыков является использование приемов мнемотехники. Введение в развитие связной речи начинается с формирования базовых навыков коммуникации у детей. Обучая детей отличать звуки и слова, воспитатели создают основу для дальнейшего развития грамотной и понятной связной речи.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет улучшить запоминание информации, ассоциировать слова и понятия, и, в итоге, легче выстраивать связную речь.
Систематическое применение приемов мнемотехники в педагогической практике помогает учить детей не только запоминать, но и легко ассоциировать полученную информацию с уже известными им понятиями. Этот метод не только развивает связную речь у детей, но и способствует формированию их логического мышления, абстрактного мышления и творческого мышления.
Основные приемы мнемотехники для развития связной речи у дошкольников включают в себя использование визуальных образов, ассоциаций и повторений.
При использовании визуальных образов, дети запоминают информацию, связанную с картинками или предметами. Это помогает им воспринимать и запоминать информацию более эффективно. Например, при изучении новых слов, можно показывать детям соответствующие картинки и просить их повторять слово вместе с названием изображенного предмета.
Ассоциации используются для связывания новой информации с уже известными знаниями и опытом ребенка. Например, если речь идет о животных, можно попросить детей представить, какие бы звуки издавало то или иное животное. Это поможет им запомнить слова, связанные с животными, и использовать их в связной речи.
Повторения играют важную роль в развитии связной речи у дошкольников. Частое повторение слов и фраз помогает закрепить их в памяти ребенка и приобрести навык использования их в связной речи. Также повторения помогают улучшить артикуляцию и речевой строй, что является важным фактором развития связной речи у детей.
Важно помнить, что использование приемов мнемотехники должно быть игровым и интересным для детей. Дети в этом возрасте лучше запоминают информацию, которая представлена в игровой или познавательной форме. Поэтому в процессе работы с мнемотехникой необходимо создавать положительную и дружескую атмосферу, вовлекать детей в активные игры и развлечения.
Использование визуальных материалов также играет ключевую роль в развитии связной речи у дошкольников. Разнообразные картинки, схемы, рисунки помогают детям лучше понимать и запоминать информацию. Визуализация помогает детям формировать образы в своем сознании, связывать слова с конкретными предметами или действиями.
Игра и использование визуальных материалов могут быть совмещены с приемами мнемотехники для эффективного развития связной речи у дошкольников. Например, можно создавать карточки с иллюстрациями и словами, проводить игры-ассоциации, в которых дети ассоциируют визуальные образы с определенными словами или понятиями.
Для детей с нарушениями развития речи использование мнемотехники имеет несколько преимуществ. Во-первых, она помогает им организовать информацию и запомнить ее на долгое время. Это особенно полезно для детей с задержкой развития речи, которые испытывают трудности с формированием связных высказываний и последовательностью мышления.
Во-вторых, мнемотехника способствует развитию слухового восприятия и артикуляционного аппарата. Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности с правильным произношением звуков и слов. Использование мнемотехники позволяет им тренировать звуковое восприятие, улучшать артикуляцию и совершенствовать произношение.
Также мнемотехника помогает детям устанавливать ассоциации между словами и образами, что способствует развитию ассоциативного мышления и фантазии. Дети с нарушениями развития речи могут затрудняться в создании связных высказываний и смыслового контекста. При использовании мнемотехники они могут легче уловить связь между словами и образами, что помогает им создавать более логичные высказывания.
Мнемотехника также улучшает концентрацию внимания у детей с нарушениями развития речи. В процессе работы с этим методом они вынуждены сосредоточиться на информации, внимательно прослушивать и повторять ее. Таким образом, мнемотехника стимулирует развитие внимания и способствует повышению его качества.
При использовании мнемотехники в работе с детьми с нарушениями развития речи важно учитывать их индивидуальные особенности и потребности. Необходимо создавать ассоциации и образы, которые будут наиболее доступны и понятны каждому ребенку. Также важно предлагать разнообразные задания и упражнения, чтобы дети могли применять мнемотехнику в разных ситуациях и контекстах.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в образовательном процессе дошкольников представляет собой перспективное направление в развитии связной речи. При правильном подходе и эффективной методике это может привести к улучшению качества обучения, развитию логического мышления и улучшению коммуникативных навыков у детей.
Список литературы
1. Амельченко В.Д. Современные подходы к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста / В.Д.Амельченко, А.Ю.Гурьянова // Наука. Общество. Образование. - 2019. - №2.- С. 18-20.
2. Атясова Т.В. Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ / Т.В.Атясова // Современное дошкольное образование. - 2018. - №7. - С. 6-8.
3. Байгулова Н.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н.В.Байгулова, О.В.Чепурная // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №3. - С. 11-14.
4. Васильева О.С. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ / О.С. Васильева // Вестник науки и образования. - 2015. - №10. - С. 103-105.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат