Особенности эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
Авторы А.В. Алешина, С.Т. Шабанов обозначают, что «…в современном мире для благополучной адаптации к запросам общества, личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть узнавать свои и чужие эмоций и управлять ими».
Как пишет Е. П. Ильин «… эмоции играют особую роль в мотивационной структуре ребёнка. Возникающие эмоции определяют направление деятельности и способов выполнения ребёнком определённых действий. Опираясь на понимание своих эмоций и эмоций других людей, ребёнок получает информацию о происходящих вокруг него событиях».
В системе эмоционального интеллекта присутствуют два аспекта: внутриличностный и межличностный, то есть социальный, другими словами умение управлять собой и отношениями с людьми. Улучшение кругозора и логического мышления ребенка еще не показатель его будущей адаптированности и успешности в жизни.
Отношения ребенка с семьей является главным фактором становления эмоционального интеллекта. Семья – это первая социальная сфера, которая определяет его развитие и становится основой формирования его доминирующих эмоциональных состояний. Семья становится источником первых позитивных и негативных переживаний и эмоций ребенка. Все это складывается в основу формирования и зарождения эмоционального интеллекта.
Автор А.А. Осипова указывает, что «…школа также является важным фактором развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает энергично взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива. Здесь у ребенка могут возникать проблемы в отношениях с окружающими из-за плохой адаптации или чрезмерной застенчивости. Также в процесс обучения, можно внести такой компонент как самоконтроль, когда ученикам разрешается самим оценивать свои действия и поступки. Необходимо позволять детям говорить открыто о своих чувствах и эмоциональном состоянии». Большую роль в становлении эмоционального интеллекта младшего школьника выполняет его физическое здоровье в данный период жизни. В.С. Мухина отмечает, что «физиологические трансформации вызывают значительные изменения в психической жизни ребенка. В центре психического развития предстаёт формирование произвольности, планирование выполнения программ действий и реализация контроля. Происходит формирование высших психических функций, улучшение познавательных процессов, что позволяет ребенку младшего школьного возраста совершать уже более сложные мыслительные операции».
Авторы Г.В. Цукерман и М.И. Венгер отмечают, что «…при подходящих условиях обучения и достаточном уровне интеллектуального развития на этой основе появляются предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постоянно ребенок вступает в фазу формирования личности».
В итоге, можно сказать о том, что младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат