ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Савостьянова Елена Анатольевна, воспитатель
ГБОУ «Школа № 1538»
Аннотация. Данная статья рассматривает важность формирования ценностных ориентаций у детей в период детства. Автор подчеркивает, что этот этап является решающим для становления личности ребенка и закладывания основ моральных принципов и нравственных убеждений.
Ключевые слова: дети, ценностные ориентации, формирование, образовательный процесс, дошкольный возраст, моральные принципы, этическое поведение, эмоциональное развитие.
Период детства – самый важный этап для формирования ценностных ориентаций, так как на данном этапе происходит активное становление личности ребенка. Именно здесь закладываются основы его моральных принципов, этических норм и нравственных убеждений. Различные факторы оказывают влияние на процесс формирования ценностного отношения: семья, общество, школа, круг общения. Правильное направление всех этих факторов поможет создать благоприятные условия для развития положительных ценностей у ребенка.
Образовательный процесс играет важную роль в формировании ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети активно воспринимают информацию о мире вокруг себя и начинают строить свои представления о том, что является ценным и важным. Образовательная среда в дошкольных учреждениях предоставляет отличную возможность влиять на формирование этих ориентаций.
Во-первых, образовательный процесс в дошкольных учреждениях направлен на развитие детей во всех аспектах: физическом, когнитивном, эмоциональном и социальном. В процессе обучения дети узнают о различных ценностях, таких как доброта, честность, терпимость, ответственность и другие. Воспитатели осознанно создают ситуации, где дети могут закрепить и усвоить эти ценности.
Во-вторых, образовательный процесс способствует формированию у детей навыков этического поведения. Ребенок учится уважать права других людей, проявлять доброту и заботу о них. Воспитатели воспитывают в детях понимание того, что их поступки могут иметь последствия для других людей, и стараются развивать у них ответственность за свои действия.
В-третьих, образовательный процесс поддерживает развитие эмоциональной сферы у детей. Он помогает им понять свои чувства и эмоции, а также научиться эмоционально реагировать на различные ситуации. Воспитали обучают детей управлять своими эмоциями, распознавать и выражать их соответствующим образом. Таким образом, образовательный процесс способствует развитию эмпатии и сострадания у детей.
Наконец, образовательный процесс в дошкольных учреждениях создает условия для развития социокультурных навыков у детей. Ребенок изучает культурные и социальные нормы, правила поведения и коммуникации, а также учится строить отношения с другими людьми. Воспитатели помогают детям осознать разнообразие культур и традиций, а также воспитывают у них уважение к ним.
Воспитание и формирование моральных ценностей у детей дошкольного возраста имеет важное значение для их будущего развития. В этом возрасте дети активно впитывают информацию из окружающей их среды и формируют свое представление о мире. Поэтому важно создавать благоприятную атмосферу, где дети могут усваивать ценности и нормы поведения.
Одной из ключевых стратегий воспитания моральных ценностей у детей дошкольного возраста является образец поведения взрослых. Взрослые, будучи авторитетом для детей, играют важную роль в формировании их ценностного мировоззрения. Поэтому имеет большое значение, как взрослые общаются друг с другом, как они относятся к другим людям, как решают проблемы. Дети всегда внимательно следят за поведением и реакциями взрослых, и воспринимают это как пример для себя.
Также важно помнить о значении общения с детьми на темы моральных ценностей. Для детей дошкольного возраста общение является главным способом усвоения норм поведения и ценностей. Взрослые имеют возможность вести диалог с детьми, рассказывать им о важности доброты, терпимости, уважения к другим. В процессе общения можно использовать сюжетно-ролевые игры, чтение книг и сказок, что позволяет детям лучше понимать различные ситуации и принципы морали.
Кроме того, важно создавать специально организованные ситуации для формирования моральных ценностей, как, например, участие в благотворительности, помощь другим детям, забота о животных. Это позволяет детям понять, что доброта и внимание к окружающему миру имеют особенное значение в их повседневной жизни.
Игры и активности также являются важным инструментом в формировании ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста. Через игры дети учатся взаимодействовать с другими, развивают ощущение справедливости и эмпатию. Игры также помогают формированию основных нравственных принципов, таких как доброта, уважение к другим, ответственность и сотрудничество.
Одна из ключевых ценностей, которую могут развивать игры, — это уважение к другим. Во время игры дети учатся учитывать чувства, мнения и интересы других игроков. У них развивается навык слушать и понимать других людей, а также принимать решения, исходя из общих интересов. Такие игры помогают детям осознать, что все люди разные, и каждый имеет право на свое мнение и выбор.
Другой важной ценностью, которую можно развить через игры, — это доброта. Во время игр дети учатся быть внимательными друг к другу, помогать и поддерживать своих товарищей. Они осознают, что маленькие добрые поступки могут сделать мир более дружелюбным и справедливым. В играх можно создавать ситуации, где детям будет нужно помогать другим, выражать благодарность и делиться.
Ответственность - еще одна ценность, которую можно развить через игры. Во время игр дети учатся брать на себя ответственность за свои слова и действия. Они понимают, что их поступки могут влиять на других и принимают решения с учетом последствий. Различные ролевые игры и ситуации, где дети играют "взрослых", помогают им осознать, что каждый должен нести ответственность за свое поведение.
Наконец, игры могут способствовать развитию навыков сотрудничества. Вместе играя, дети учатся работать в команде, делиться ресурсами, решать проблемы вместе. Они понимают, что достижение общей цели требует усилий от каждого участника и учатся выстраивать взаимоотношения на основе взаимопомощи и взаимопонимания.
Таким образом, формирование моральных ценностей у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая требует внимательного отношения со стороны родителей, воспитателей и общества в целом. Создание благоприятной среды, образцового поведения взрослых, активное общение на темы морали и создание специальных ситуаций для формирования ценностей - ключевые стратегии, которые могут способствовать успешному воспитанию моральных ценностей у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 14-17.
2. Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А. Л. Гуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 648-651.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат