ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Бакута Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания
МАОУ "ЦО №1 «Академия знаний» имени Н.П. Шевченко»
Аннотация: Статья посвящена роли уроков истории в формировании духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Автор подчеркивает, что история не только рассказывает о событиях прошлого, но и помогает понять моральные уроки, ценности и идеалы, которые формируют личность. В статье рассматриваются методы и приемы, которые позволяют использовать уроки истории для развития у учащихся чувства ответственности, нравственных ценностей, патриотизма, критического мышления и ценностного отношения к миру.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, формирование личности, патриотизм.
Современное образование не может ограничиваться только передачей знаний и навыков. Важной составляющей учебного процесса становится формирование личности, её духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических качеств. Уроки истории, как никакие другие, предоставляют уникальную возможность для этого процесса.
Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием на уроках истории является фундаментом формирования гармонической личности обучающихся. История, как наука, не только рассказывает о событиях прошлого, но и помогает понять моральные уроки, ценности и идеалы, которые важны для формирования духовности и нравственности.
Роль уроков истории в формировании духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания неоценима. Через изучение истории обучающиеся погружаются в прошлое, понимают ценность и уроки прошлых событий, развивают эмпатию и строят своё мировоззрение. На уроках истории они изучают жизнь выдающихся личностей, их подвиги и трудности, что способствует формированию чувства ответственности, моральных ценностей и понимания важности гражданской позиции.
Через анализ исторических событий и личностей ученики учатся различать между добром и злом, правдой и ложью, справедливостью и несправедливостью. Они видят, какие последствия могут повлечь за собой различные поступки, и учатся принимать обоснованные решения, опираясь на исторический опыт. Уроки истории становятся площадкой для обсуждения нравственных дилемм и этических аспектов различных исторических событий, что помогает развивать критическое мышление учащихся и формировать ценностное отношение к миру.
Однако, формирование духовности и нравственности не ограничивается уроками истории. Они должны охватывать все сферы жизни обучающихся, включая внеурочное время. Внеурочные мероприятия предоставляют дополнительные возможности для расширения знаний и опыта учащихся, развития их душевной и нравственной сферы, а также культивирования любви и уважения к родной стране.
Одним из таких мероприятий может быть экскурсия в исторические места. Во время таких поездок учащиеся имеют возможность непосредственно познакомиться с историей своей страны, увидеть памятники прошлого, посетить музеи и выставки. Это помогает им ощутить свою причастность к истории, почувствовать себя частью нации и гордиться своим наследием. Кроме того, на экскурсиях учащиеся видят роли моделей патриотизма, примеры героических поступков и внимания к своей стране.
Также внеурочные мероприятия могут быть связаны с проведением тематических конкурсов и игр. Например, можно организовать музейную викторину, в ходе которой учащиеся соревнуются в знаниях исторических фактов и событий. Это стимулирует обучающихся к самостоятельному изучению истории, развивает их память, логическое мышление и ответственность.
Среди вариантов внеурочных мероприятий могут быть и тематические чтения, посвященные историческим периодам или личностям. Во время таких мероприятий учащиеся могут обсуждать прочитанное, выражать свои мысли и впечатления, а также задавать вопросы. Это способствует развитию критического мышления и формированию у обучающихся собственной точки зрения на исторические события.
Кроме того, внеурочные мероприятия могут предусматривать организацию выставок, посвященных историческим событиям или значимым личностям. Учащиеся могут активно участвовать в подготовке таких выставок, создавая информационные плакаты, коллажи и модели. В результате у них развиваются навыки творческой работы, а также сформированность почувствовать себя частью истории своей страны
Рассмотрим мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников:
1. На уроках истории:
- Изучение прошлого. Погружаясь в историю своей страны, учащиеся знакомятся с великими людьми, героическими поступками, традициями и ценностями, которые формировали национальный характер.
- Анализ исторических событий. Изучение исторических событий, как положительных, так и трагических, позволяет развивать критическое мышление, понимать причины и последствия действий людей, формировать ответственность за свои поступки.
- Изучение исторических источников. Работа с историческими документами, артефактами, фото- и видеоматериалами развивает навыки критического анализа информации, способствует формированию исторической памяти и чувства причастности к прошлому.
- Обсуждение этических вопросов. История предоставляет массу примеров нравственного выбора, которые позволяют учащимся формировать собственные нравственные ориентиры и укреплять духовные ценности.
- Создание проектов. Исторические проекты позволяют учащимся глубоко изучить выбранную тему, проявить творческие способности, научиться работать в команде, представлять результаты своей работы.
Во внеурочное время:
- Посещение музеев, выставок, исторических мест. Наглядная демонстрация исторических событий, предметов и документов позволяет более глубоко погрузиться в эпоху и формирует уважение к истории.
- Участие в исторических реконструкциях. Прямое участие в реконструкциях исторических событий позволяет учащимся почувствовать себя частью прошлого, лучше понять жизнь людей в то время, развивает патриотические чувства.
- Создание исторических клубов. Объединение учащихся, интересующихся историей, позволяет им обсуждать темы, участвовать в дискуссиях, готовить презентации, проводить конкурсы, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
- Организация экскурсий по местам боевой славы. Посещение мемориалов, памятников, могил героев помогает учащимся понять цену победы, воспитывает уважение к памяти павших, укрепляет патриотические чувства.
- Участие в волонтерских проектах. Помощь ветеранам войны, участие в акциях памяти и поисковых экспедициях формируют у учащихся чувство ответственности перед историей и народом.
Важно помнить, что формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств - это длительный процесс, который должен основываться на взаимодействии учителей, родителей, общественности и самых учащихся.
Список литературы
1. "Методические рекомендации по организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях" / Министерство просвещения РФ. - М.: Просвещение, 2022.
2. "Духовно-нравственное воспитание школьников: теория и практика" / Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2018.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат