ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рощина Ольга Сергеевна, старший воспитатель
ЧОУ «Венда» г. Москва
Аннотация. Статья посвящена важности развития связной речи у детей дошкольного возраста и рассматривает приемы мнемотехники как эффективный инструмент для улучшения коммуникативных навыков, расширения словарного запаса и повышения эффективности общения. Автор объясняет принципы работы мнемотехники и ее преимущества для детей дошкольного возраста, а также предлагает конкретные приемы и игры, которые могут быть использованы для развития связной речи с помощью мнемотехники.
Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, коммуникативные навыки, визуальные образы.
Развитие связной речи является одним из важных аспектов развития детей дошкольного возраста. Оно позволяет улучшить коммуникативные навыки, расширить словарный запас и повысить эффективность общения. В современном мире, где информационная нагрузка постоянно растет, особенно актуальными становятся приемы мнемотехники – специальные методы запоминания информации. Их использование может значительно упростить процесс обучения и помочь детям легче усваивать новые слова и конструкции.
Мнемотехника – это система методов, разработанных для того, чтобы помочь человеку запоминать большое количество информации. С их помощью можно создать ассоциативные связи между понятиями, что значительно облегчит процесс запоминания. Для детей дошкольного возраста использование приемов мнемотехники может быть особенно полезным, так как они находятся в период интенсивного формирования речевых навыков и активного расширения словарного запаса.
Мнемотехника представляет собой набор методов и приёмов, направленных на улучшение запоминания информации. У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие памяти и речи, и использование мнемотехники может способствовать более эффективному усвоению языковых и других навыков.
Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников имеет ряд преимуществ. Во-первых, мнемотехника способствует формированию у детей системы ассоциаций, которая облегчает запоминание слов, фраз и сюжетов. Во-вторых, этот подход помогает детям укрепить связи между словами и понятиями, что положительно сказывается на развитии их связной речи.
Для успешного применения мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста необходимо учитывать их психологические особенности и пропорционально выбирать методы обучения. Мнемотехника может быть реализована через игровые формы обучения, такие как рифмы, песни, стихи, ассоциации с картинками и животными, что значительно усиливает эмоциональное воздействие и способствует лучшему усвоению материала. Кроме этого, важным фактором является организация педагогического процесса, при которой применяются ситуации, имитирующие реальные жизненные обстоятельства, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания и навыки в практических ситуациях.
Основные приемы мнемотехники могут значительно помочь в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных приемов является использование визуальных образов и ассоциаций. Дети лучше запоминают информацию, когда она связана с яркими визуальными образами, поэтому использование картинок, рисунков и игровых элементов помогает им лучше усваивать и запоминать слова и понятия.
Еще одним важным приемом мнемотехники является использование ритмических упражнений и песен. Ритмическая структура и мелодия песен помогают детям запомнить информацию лучше и быстрее. Пение и ритмические игры способствуют развитию речи, а также улучшению фонематического восприятия.
Также важным приемом мнемотехники является использование игр и ролевых ситуаций. Различные игры, имитация ситуаций из реальной жизни и ролевые игры помогают детям отрабатывать связную и грамматически правильную речь, а также учат сознательно использовать лексические единицы в определенных контекстах. Например, для развития памяти и связной речи можно использовать игры "Ассоциации". Для этого ребенку предлагается называть слова, а затем придумывать ассоциации к каждому слову, что способствует формированию связной цепочки речи.
Также, для развития навыков рассказывания и запоминания последовательности событий можно применять метод "Живой цепочки". В этой игре дети поочередно называют по одному слову и создают цепочку, которая помогает им запомнить последовательность событий и научиться выстраивать связную речь.
Кроме того, мнемотехники можно использовать в играх на развитие словарного запаса, например, "Цепи слов". В этой игре дети называют по одному слову, которое ассоциируется с предыдущим, таким образом расширяя свой словарный запас и обогащая связную речь.
Такие методы помогают детям развивать навыки мнемотехники и одновременно формировать связную речь, делая обучение более интересным и эффективным.
Мнемотехника также может помочь детям организовать свою речь и выразить свои мысли более ясно и логично. Она предлагает структурированный подход к управлению информацией и помогает детям научиться составлять сообщения и повествования с определенной последовательностью и логической связью.
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при использовании мнемотехники для развития связной речи. Разнообразие методов и подходов к использованию мнемотехники позволит эффективно поддерживать интерес детей к обучению и развивать их коммуникативные навыки наиболее эффективно.
Итак, использование приёмов мнемотехники для детей дошкольного возраста способствует развитию их связной речи, так как оно позволяет закладывать основы для дальнейшего формирования языковой компетенции. Эффективное использование методов мнемотехники позволяет не только улучшить запоминание слов и фраз, но и сформировать у детей навык структурирования и связывания информации, что в будущем будет способствовать более гармоничному развитию их речи.
Список литературы
Большева
Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.
испр
. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказы
ванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат