Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Работа с текстом как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся. Работа №66422

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Работа с текстом как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся
Работа:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Селедцова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа № 50 города Макеевки»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы работы с текстом как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся. Описаны основные подходы и приемы, направленные на развитие навыков чтения, анализа и создания текстов, а также приведены примеры успешного внедрения данных методик в образовательный процесс.

Ключевые слова: работа с текстом, коммуникативные компетенции, учащиеся, образовательные методики, чтение, анализ текста, создание текста.

 

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся является одной из ключевых задач современного образования. Коммуникативные компетенции включают в себя умение эффективно общаться, понимать и интерпретировать информацию, а также ясно и логично излагать свои мысли. Работа с текстом играет важную роль в развитии этих навыков, поскольку текст является основным носителем информации и средством коммуникации в образовательной среде.

Одним из важных аспектов работы с текстом является развитие навыков чтения. Учащиеся должны уметь не только быстро и правильно читать, но и понимать прочитанное, анализировать и интерпретировать информацию. Для этого используются различные методики, такие как целенаправленное чтение, аннотирование, создание интеллект-карт и рефлексивные дневники. Например, аннотирование помогает ученикам выделять ключевые идеи и понятия в тексте, что способствует лучшему запоминанию и пониманию материала.

Анализ текста является важным компонентом формирования коммуникативных компетенций. Учащиеся должны уметь разбирать структуру текста, выявлять его основные элементы, такие как тема, аргументы, примеры и выводы. Это способствует развитию критического мышления и умению логически структурировать свои мысли. Например, на уроках литературы можно проводить анализ художественных произведений, выявляя основные мотивы, характеры героев и авторские приемы. Это помогает учащимся глубже понять смысл произведения и развить навыки литературного анализа.

Создание текста — еще один важный аспект работы с текстом, способствующий развитию коммуникативных компетенций. Учащиеся должны уметь не только понимать и анализировать тексты, но и создавать собственные, выражая свои мысли и идеи в письменной форме. Это может быть достигнуто через различные упражнения, такие как написание сочинений, эссе, отзывов, рецензий и статей. Например, написание эссе на заданную тему помогает учащимся научиться формулировать и аргументировать свои мысли, структурировать текст и использовать различные стилистические приемы.

Интерактивные технологии играют важную роль в работе с текстом. Использование электронных учебников, образовательных платформ и приложений позволяет создать динамичную и увлекательную учебную среду. Например, интерактивные задания по чтению и анализу текста на образовательных платформах позволяют учащимся самостоятельно проверять свои знания, получать мгновенную обратную связь и корректировать ошибки. Это способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков самостоятельной работы.

Групповая работа и дискуссии также способствуют формированию коммуникативных компетенций. Работа в группах помогает учащимся обмениваться мнениями, учиться слушать и учитывать точки зрения других, развивать навыки коллективного обсуждения и аргументации. Например, проведение дискуссий на основе прочитанных текстов позволяет учащимся активно участвовать в обсуждении, выражать свои мысли и учиться аргументировать свою позицию.

Особое внимание следует уделять развитию устной речи. Учащиеся должны уметь не только хорошо писать, но и свободно говорить, выражать свои мысли и участвовать в диалогах. Для этого можно использовать различные методики, такие как устные пересказы, презентации, ролевые игры и дебаты. Например, ролевые игры на основе прочитанных текстов помогают учащимся развивать навыки устного общения, уверенность в себе и способность импровизировать.

Подводя итог, работа с текстом играет ключевую роль в формировании коммуникативных компетенций у школьников. Развитие навыков чтения, анализа и создания текстов, применение интерактивных технологий, групповая работа и дискуссии способствуют всестороннему развитию учащихся и улучшению их коммуникативных навыков. Учителя должны активно внедрять эти методики в учебный процесс, чтобы обеспечить успешное обучение и подготовку школьников к эффективному общению и взаимодействию в современной информационной среде.

Список литературы

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет – журнала «Эйдос». – 2006.

Печенёва

Т.А. Коммуникативность как мотивационный компонент процесса обучения русскому языку в школе. // №1, 2012

г.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X