Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности коммуникативного развития у детей с легкой умственной отсталостью: диагностика и коррекция. Работа №66457

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности коммуникативного развития у детей с легкой умственной отсталостью: диагностика и коррекция
Работа:

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

 

Баландина Наталья Георгиевна, учитель-логопед

ГКОУ «Торезская СШИ № 43», ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативного развития у детей с легкой умственной отсталостью. Описаны методы диагностики и коррекции коммуникативных нарушений, а также приводятся примеры успешного применения данных методов в образовательной практике.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, легкая умственная отсталость, диагностика, коррекция, речевые нарушения, педагогические методики, специальные образовательные потребности.

 

Коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода со стороны педагогов и специалистов. Дети с данным нарушением испытывают значительные трудности в общении, что негативно сказывается на их социальной адаптации и учебной деятельности.

Диагностика коммуникативных нарушений у детей с легкой умственной отсталостью играет ключевую роль в определении направлений коррекционной работы. Одним из эффективных методов диагностики является комплексное психолого-педагогическое обследование, включающее оценку речевой деятельности, уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Для этого используются различные диагностические методики, такие как тесты на развитие речи, наблюдение за детьми в различных ситуациях общения и анализ их речевых высказываний. Например, тестирование на основе методики "Диагностика речевого развития" помогает выявить уровень развития словарного запаса, грамматических навыков и способности к связной речи.

Коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью характеризуется замедленным темпом формирования речевых навыков, бедностью словарного запаса, затруднениями в понимании и использовании грамматических конструкций, а также нарушениями звукопроизношения. Эти особенности требуют использования специальных коррекционных методик, направленных на развитие речевых и коммуникативных способностей.

Одной из основных методик коррекции коммуникативных нарушений является логопедическая работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения и расширение словарного запаса. Важным элементом логопедической работы являются упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, такие как "Артикуляционная гимнастика", которые помогают улучшить координацию движений органов речи и развить правильное произношение звуков. Также используются игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматических навыков, например, игра "Составь предложение", где дети учатся правильно строить фразы и предложения.

Для развития коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью применяются различные методы и приемы, направленные на формирование навыков диалогической и монологической речи, развитие умения слушать и понимать собеседника. Одним из эффективных методов является использование ролевых игр, в которых дети учатся вести диалоги, задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать разговор. Например, игра "Магазин" помогает детям отрабатывать навыки общения в бытовых ситуациях, развивать умение выражать свои мысли и желания.

Особое внимание в коррекционной работе уделяется развитию невербальных средств общения, таких как мимика, жесты, интонация. Для этого используются упражнения на развитие выразительности речи, игры с элементами драматизации, а также использование визуальных и наглядных пособий, которые помогают детям лучше понимать и запоминать информацию. Например, игра "Покажи эмоцию" помогает детям развивать умение выражать свои эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей.

Важным аспектом коррекционной работы является взаимодействие с родителями и педагогами, которые играют ключевую роль в процессе коммуникативного развития детей. Родителям рекомендуется активно участвовать в коррекционных занятиях, выполнять домашние задания, направленные на развитие речи и коммуникативных навыков, а также создавать благоприятную атмосферу для общения дома. Педагоги должны учитывать особенности коммуникативного развития детей с легкой умственной отсталостью при организации учебного процесса, использовать индивидуальный подход и создавать условия для успешного взаимодействия детей в коллективе.

Примеры успешного применения коррекционных методик можно найти в практике многих образовательных учреждений и специализированных центров. Дети, проходящие коррекционные занятия, демонстрируют значительные улучшения в коммуникативном развитии, становятся более уверенными в своих силах и успешными в учебной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что особенности коммуникативного развития детей с легкой умственной отсталостью требуют комплексного подхода и использования различных методов диагностики и коррекции. Логопедическая работа, ролевые игры, развитие невербальных средств общения и взаимодействие с родителями и педагогами помогают детям преодолеть трудности в общении и достичь успеха в социальной адаптации и учебной деятельности.

Список литературы

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова.-М.: Астрель, 2016. - 222 с.

Дмитриева Е.Е., Давыдова Ю.П. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X