Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе: анализ опыта.". Работа №66487

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе: анализ опыта."
Работа:

Пивоварова Наталья Игоревна

учитель начальных классов

ГБОУ Школа №1324 г. Москва

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: АНАЛИЗ ОПЫТА

 

Проблема развития личности одаренного ребенка – одна из актуальных на современном этапе развития психолого-педагогической теории и практики. Наиболее остро она проявляется в школе по отношению к детям с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение.

В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «одаренность». Она рассматривается как многогранное многофакторное явление. В определении одаренности мы опираемся на формулировку, данную в «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова), в которой данное понятие трактуется как системное развивающееся в течение всей жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие:

одаренные дети отличаются широтой восприятия, остро чувствуют все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;

для них характерна способность воспринимать связь между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы;

у одаренных детей отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризации, что помогает им накапливать большой объем информации;

одаренные дети обладают большим словарным запасом;

у них продолжительная концентрация внимания.

Креативно одаренные дети обладают:

широким кругозором;

дифференцированными специальными знаниями;

развитыми умственными способностями и гибкостью мышления;

высоким уровнем понимания проблем и удовлетворения от их решения.

В психосоциальной сфере одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости, они предъявляют высокие требования к себе и окружающим, для одаренных характерны живое воображение, богатая фантазия, изобретательность, обладание чувством юмора и эгоцентризма, наряду с этими качествами возникают трудности в общении со сверстниками.

Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предметам, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться. Чтобы не потерять и без того малочисленное количество одаренных детей, необходимо представлять возможность таким детям проявлять свои способности. Для этого надо включить ребенка в исследовательскую деятельность, использовать индивидуальные задания для его развития.

Для обучения одаренных детей используются ускорение обучения и обогащение его содержания.

Наиболее эффективно обучение, при котором проявляется творчество учащегося.

В общеобразовательной школе основной формой обучения является классно-урочная, которая не в полной мере соответствует индивидуализации обучения.

Организация исследовательской и творческой деятельности – это структура, в которую входит индивидуальная работа. Такая форма полностью соответствует единству личностных и индивидуальных интересов:

во-первых, творческое обучение создает наиболее естественную форму для детей, которые отличаются высокой продуктивностью, самостоятельностью мышления, настойчивостью в достижении цели;

во-вторых, развивает креативность;

в-третьих, творческое обучение – хороший путь обогащения программ обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями.

Есть категория одаренных детей, которых интересуют точные науки. Они с интересом их изучают и делают большие успехи, а естественные науки оставляют без внимания, они просто не вызывают у этих детей живого интереса. Таких учащихся можно заинтересовать заданиями, выполняя которые они могут проявить свое творчество. Это могут быть подготовка докладов, сообщений, проектов, проведение опытов и исследований.

При воспитании одаренного ребенка важно, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.

Одаренным детям свойственно стремление к познанию, они не терпят ограничений, и это свойство является их отличительной чертой.

В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих своими замечаниями.

У ребенка с ранним умственным расцветом возникают специфические трудности во взаимоотношениях с соучениками. Нередко одноклассники отторгают от себя такого ученика, дают ему неприятные прозвища. Это приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть «как все» – избегает обнаруживать себя самым знающим, не только потому, что некоторые одноклассники агрессивны, но потому, что ему самому хочется быть вместе с другими. Дополнительные переживания для такого ребенка выпадают, если ему не дается физкультура, занятия по труду.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

5. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Взрослые, обращая повышенное внимание на развитие способностей ребенка, часто не замечают его личных трудностей, характер которых определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности осложняются в случаях формирования у одаренного ребенка заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности. Оказание помощи детям, имеющих высокий интеллект, часто требует работы с родителями и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X