Бурданова Ольга Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района
«Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»
+7(922)2516631
olya.burdanova@yandex.ru
Методическая разработка образовательной ситуации
по формированию функциональной грамотности
Технологическая карта занятия по теме: «Путешествие в страну сказок» формирование познавательного и речевого развития на основе занимательного дидактического STEM – пособия
«Сказочница – Маша» у детей младшего возраста.
г. Белоярский
2024 год
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач современного образования - формирование функциональной грамотности личности. «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладение правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Развитие речи – одна из основных задач познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми, но и развитие всех компонентов устной речи, формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, развитие связной речи и обучение к освоению грамоте. Речь ребенка – это показатель его развития. Развитие речи у детей младшего возраста происходит особенно быстро: быстро как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутым становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо прежде всего учить малышей четко и правильно произносить, а так же слышать и различать звуки в словах. В развитии речи детям могут помочь дидактические игры на основе СТЕМ – материала. Роль дидактических игр в развитии ребенка 3 -4 лет, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строится на них. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у младших дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Методическая разработка представлена в виде технологической карты. Структура технологической карты включает в себя два раздела:
О
писание этап
а
, метода, приема и содержания
образовательной ситуации.
Описание составляющих (компоне
нты) занятия
Технологическая карта
Тема занятия
Путешествие в страну сказок
Тип занятия
Игровое занятие на основе пособия на основе СТЕМ материала «Сказочница – Маша» , !Вундеркинд Гоша»
Цель
Развитие познавательного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Задачи
Образовательные:
продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок),
добиваться правильного и четкого произношения слов.
з
акрепить название русских народных сказок, побуждать
узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам
.
ф
о
рмировать навык работать по мнемотаблице.
Развивающие:
р
азвивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.
р
азвивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зрительное и слуховое внимание.
р
азвивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ним
;
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки, их сочинитель
ству.
Методы и приёмы, используемые в ходе занятия
Наглядны
е
(наблюдение, показ игровых действий)
словесные (беседа, пояснения, инструкция);
практические
(самостоятельное выполнение заданий с помощью
геометрических фигур)
Необходимое оборудование и материалы
Оборудование: Дидактическое пособие на основе занимательного STEM материала (фартук на основе ситцевого материала, плоские заламенированные фигуры, шарик, конверт, мнемотаблице по сказке «Курочка – ряба», вязаный макет колобка, корзинка с макетом репки, сундучок.
Сценарий образовательного мероприятия
Этапы/метод/приемы/содержание
Описание компонента познавательно - речевой грамотности
Подготовительная часть – 2 минуты
I. Организационный момент
1.Прием: Беседа с детьми
Воспитатель: Дети входят в группу.
Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный.
Воспитатель: - Скажите, а вы любите сказки?
Дети: - Да.
Воспитатель:
Много сказок есть на свете, сказки эти любят дети. Сказка, сказка приходи, будут рады малыши,
Тише, дети, не шумите, нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса, сказка в гости к нам пришла!
Сюрпризный момент
Воспитатель:
По дорожке дети шли, шарик сказочный нашли.
Шарик то не простой, он волшебный вот какой.
Интересно, чей это шарик? (рассматривают)
Воспитатель: - Ребята, а здесь записка, давайте посмотрим, что там? Этот шарик нам прислала фея из страны «Сказок». Она пишет, что у жителей страны Сказок случилась беда, герои перепутались в сказках. Фея просит помочь вернуть героев в свои сказки. Поможем, ребята?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Но, чтобы нам не заблудится, Фея передала волшебный клубочек, он будет показывать дорогу в страну сказок.
Воспитатель: - Все готовы к путешествию?
Дети: - Да.
Воспитатель: - «Ты, клубочек, повернись, побеги, и нас в сказку приведи!» (кидают клубочек и идут за ним)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дорожка то наша заколдована. Чтобы по ней пройти и попасть в страну сказок нам нужно помочь Вундеркинду Гоше собрать по цвету и форме геометрические фигуры в его кармашки фартука. (Приложение 1)
(Дети помогают Вундеркинду Гоше разложить геометрические фигуры в математический фартук)
Активизация познавательного интереса и настроя к занятию.
Сюрпризный момент
В процессе задания у детей развивается способность различать математические объекты (геометрические фигуры)
Основная часть – 11 минут
3.Решение проблемных ситуаций, начало действий по задачам занятия:
Воспитатель: - Ой, посмотрите, там за елкой на опушке,
чья-то спряталась избушка. Не велик собою дом, но зато вместителен,
Уместиться можно в нём, самым разным жителям,
Не висит на нём замок, этот домик…
Дети – Теремок.
Воспитатель: - (Подводит детей к пособию «Сказочница – Маша» (Приложение 2)
Верно, ребята, мы отгадали сказку - это сказка «Теремок».
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие звери жили в теремке.
Кто первым нашел домик-теремок?
Дети: - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочек.
Воспитатель: - А кто не поместился в теремок и сломал его?
Дети: - Медведь.
Давайте мы с вами поможем построить новый теремок и расселим зверей в нем так, чтобы всем хватило в нем места.
Пальчиковая игра «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок Он не низок не высок, не высок. А в окошке горит свет, свет, свет, видно варится обед, обед. Там мышка крупу толчет, а лягушка пирожки печет. Пирожки печет капустные очень жирные, да вкусные. А петух на подоконнике он играет на гармонике. А лиса с колючим ежиком режут сало острым ножиком. Серый заинька свернулся в клубок, он не спит сторожит теремок.
Воспитатель: - Молодцы, помогли расселить зверей в теремок.
Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали?
Дети: - В сказке «Теремок».
Воспитатель: - Ну что ж, нам пора отправляться дальше в путь. По дороге долго шли на пеньке конверт нашли. Давайте посмотрим, что в конверте?
Было яйцо у нас золотое
А осталось лукошко пустое,
Плачет дед и плачет баба,
А утешает их кто?
Дети. – Курочка- ряба.
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте расскажем сказку про «Курочку Рябу» и вернем ее героев в сказку.
А поможет нам вот такая табличка.
(Дети по мнемотаблице рассказывают сказку "Курочка Ряба").
Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали? Дети: - Курочка ряба.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Курочка Ряба» вернуться в свою сказку.
А нам нужно продолжать свой путь, нас еще ждут другие сказочные герои.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а это что? Это сундучок. А сундучок-то не простой, он волшебный – вот какой, очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там? Чтобы открыть его, давайте с вами разгадаем загадку.
Воспитатель:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…
Воспитатель: - Кто покатился по дорожке?
Дети: - Колобок.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.
(Воспитатель показывает связанный макет Колобка к сказке «Колобок») (Приложение 3)
Воспитатель: - Кто испек Колобок?
Дети: - Бабушка.
Воспитатель: - Кого встретил Колобок в лесу?
Дети: - зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: - От кого ушел Колобок?
Дети: - от зайца, от волка, от медведя.
Воспитатель: - Кто съел Колобка?
Дети: - Лиса.
Воспитатель: - Ребята, это очень печальный конец сказки, а давайте с вами придумаем другой, где все звери подружились.
Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте вспомним песенку Колобка.
Физминутка «Колобок»
Колобок, Колобок, теплый и румяный! (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок! (прыжки на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился! (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки! (хлопок в ладоши)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Колобок» вернуться в свою сказку.
Воспитатель: - По дорожке мы пошли, корзиночку нашли, а здесь записка, давайте посмотрим, что там.
Не хватило деду сил Но пришли ему на помощь,
Все, кого он попросил.
Воспитатель: Ребята, в какую мы с вами попали сказку?
Дети: - Репка.
Воспитатель:
(Показывает вязаный макет репки) (Приложение 4)
Воспитатель: Правильно, ребята, Молодцы. Мы попали в сказку «Репка».
Воспитатель: - Что же случилось с героями сказки? Они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Давайте им поможем.
Воспитатель: - Ребята поможем героям из сказки? (Проиграть сюжет сказки с детьми, используя сказочный фартук с кармашками)
Дети: - Да.
Воспитатель: - Кто посадил репку?
Дети: - Дед.
Воспитатель: - Кого позвал дед?
Дети: - Бабку.
Воспитатель: - Кого позвала бабка?
Дети: - Внучку.
Воспитатель: - Кого позвала внучка?
Дети: Жучку.
Воспитатель: - Кого позвала Жучка?
Дети: - Кошку.
Воспитатель: - Кого позвала кошка?
Дети: - Мышку.
Воспитатель: - Молодцы, всех расставили на свои места. А вот и она! Ребята, сказочная фея говорит вам спасибо за вашу помощь, она вам приготовила раскраски с героями сказок.
Воспитатель: - Ребята, чему учат нас сказки?
Дети: - Быть добрыми, храбрыми.
Воспитатель: - Ой, ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад! Клубочек просит нас взяться руками за ниточку, закрыть глаза и сказать волшебные слова! «1, 2, 3! Клубочек, в садик нас верни!». Глазки открываем вот мы с вами и в детском саду.
У детей формируется умение рассказывать сказки,
активизируется речь в процессе рассматривания иллюстраций и отгадывания загадок, обогащается словарь, словами народной лексики.
Заключительная часть – 2 минуты
Рефлексия
Воспитатель: Спасибо большое, вы помогли героям сказок.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: - да.
Воспитатель: А кто вам понравился больше всех?
Ответы детей
Воспитатель: - В каких сказках мы побывали с вами?
Дети: - сказка «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «
Воспитатель: - Вы ребятки очень молодцы!
Спасибо вам, очень порадовали.
Рефлексивно – корригирующий этап: воспитатель создает ситуацию успеха для детей. Благодарит за участие в занятии, говорит о том, что дети порадовали его своими действиями, ответами и желанием помочь героям сказок.
Приложение 1
Математический фартук «Вундеркинд Гоша»
Приложение 2
Сказочный фартук «Сказочница – Маша»
Приложение 3
«Вязаный макет Колобка»
Приложение 4
Фрагмент из сказки «Репка»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат