РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Сергеева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса структурное подразделение «Школьное отделение № 4», Новгородская обл. г. Старая Русса
Аннотация. Статья подчеркивает важность использования творческих заданий на уроках русского языка и литературы для развития личности учащихся. Автор аргументирует, что такие задания способствуют развитию творческого мышления, фантазии, креативности, коммуникативных навыков, критического мышления и эмоционального интеллекта. В статье также приводятся примеры творческих заданий и объясняется их влияние на развитие личности.
Ключевые слова: творческое мышление, фантазия, креативность, самовыражение.
В современной педагогике все большее внимание уделяется формированию не только знаний, но и развитию личностных качеств учащихся. Одной из эффективных методик, способствующих этому процессу, являются творческие задания на уроках русского языка и литературы. Такие задания помогают развить у детей творческое мышление, фантазию, креативность, а также способность к самовыражению и саморазвитию.
Творческие задания предлагают ученикам возможность не просто воспринимать информацию, но и активно применять ее в процессе создания собственных работ. Например, при изучении литературных произведений детям могут быть даны задания на написание собственного продолжения или альтернативного окончания текста. Это требует от них не только понимания смысла произведения, но и способности мыслить творчески и оригинально. В результате таких заданий дети получают возможность выразить свое видение текста и продемонстрировать свои индивидуальные способности.
Также творческие задания на уроках русского языка стимулируют развитие коммуникативных навыков учеников. Например, групповые проекты по созданию сценария для театрализованного представления или коллективного сочинения помогают детям научиться работать в команде, обсуждать идеи, аргументировать свое мнение и слушать других. Это не только способствует формированию личностных качеств каждого ребенка, но и повышает его эмоциональную интеллектуальную подготовку.
Процесс выполнения творческих заданий требует от учащихся нестандартного мышления, поиска необычных решений, что развивает их умение критически мыслить и принимать нетривиальные решения. Ученики, сталкиваясь с такими заданиями, учатся вырабатывать свое собственное мнение, доводить свои мысли до логического завершения, выстраивать цепочки аргументов. Это важные навыки, которые формируют навыки самостоятельного мышления и анализа.
Также учащиеся в ходе выполнения творческих заданий учатся выражать свои чувства и эмоции через творческую деятельность, что способствует развитию их эмоционального интеллекта. Кроме того, такие задания развивают у учащихся организационные навыки, умение работать в группе, слушать и уважать чужое мнение, что важно для формирования предпосылок для успешной социализации в обществе.
В процессе выполнения творческих заданий ученики учатся придумывать сюжеты, создавать образы, писать стихи, рассказы, сочинения. Это позволяет им раскрывать свой внутренний мир, развивать свою личность, увеличивать самооценку, осознавать свои сильные стороны и находить новые способы их проявления. Также, выполнение творческих заданий способствует развитию эмоционального интеллекта учащихся, что важно для формирования коммуникативной культуры и эмоциональной устойчивости личности.
Творческие задания также способствуют развитию у учащихся критического мышления, способности анализировать информацию, находить нестандартные решения, а также выражать свои мысли и идеи в аргументированной форме. Решение творческих задач требует от учащихся постоянной саморефлексии, что помогает им лучше понимать свои мысли,
При выполнении творческих заданий учащиеся вынуждены активно использовать русский язык для выражения своих мыслей, идей и чувств. Это способствует развитию устной и письменной речи, а также улучшению умения адекватно выражать свои мысли и воспринимать точку зрения других людей.
Творческие задания также учат учащихся эффективно общаться в группе, обсуждать тексты и литературные произведения, высказывать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Подобные упражнения помогают учащимся научиться слушать других, высказывать свои мысли последовательно и уважительно, учиться убеждать и убеждаться в чем-то. В свою очередь, это развивает навыки толерантности, взаимопонимания и уважения к мнению других.
Одним из главных психологических аспектов использования творческих заданий на уроках является их положительное влияние на самооценку и самопринятие учащихся. Решение творческих задач требует от них самостоятельности и самоутверждения. Ученики, успешно справляющиеся с такими заданиями, постигают чувство удовлетворения от своих достижений, повышают свою самооценку и веру в собственные силы.
Кроме того, творческие задания на уроках русского языка и литературы развивают у учащихся творческое мышление и способности к самореализации. Стимулируя учащихся к выражению своих мыслей и идей, эти задания помогают им определить и развить свой индивидуальный стиль мышления и выразительности. Ученики, которые активно принимают участие в творческих заданиях, увереннее себя чувствуют в своей способности думать и выражать свои мысли, а также развивают творческий потенциал.
Также, творческие задания на уроках русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся. В процессе выполнения таких заданий, ученики должны работать в группах, обсуждать идеи и мнения, а также аргументировать свои мысли. Это помогает им учиться слушать друг друга, учитывать мнение собеседника и находить компромиссы.
Важно отметить, что использование творческих заданий на уроках русского языка и литературы является не только эффективным, но и интересным и захватывающим для учащихся. Они могут ощутить себя настоящими писателями, поэтами или драматургами, исследовать различные направления и стили в литературе, попробовать свои силы в создании собственных произведений. Такой подход способствует мотивации и интересу учеников к предмету.
Таким образом, использование творческих заданий на уроках русского языка и литературы играет важную роль в формировании личностных качеств учащихся. Они позволяют разработать индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть его потенциал и стимулируют интерес к предмету. Педагогический опыт показывает положительные результаты такой работы - дети становятся более активными, самостоятельными и самодостаточными личностями.
Список литературы
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.:2009 - №4
.
Ксензова
Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М.: Педагогическое общество России. 2005.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат