ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
Сергеева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса структурное подразделение «Школьное отделение № 4», Новгородская обл. г. Старая Русса
Аннотация. Статья рассматривает проблему нехватки мотивации к изучению русского языка и литературы и предлагает решения для ее преодоления. Автор подчеркивает важность практической применимости предмета, стимулирования интереса к чтению, создания атмосферы доверия и поддержки, использования современных технологий, а также позитивного влияния педагога. В статье также представлены конкретные способы стимулирования интереса к предмету, такие как игровые элементы, взаимодействие с реальными текстами, индивидуальный подход и проектная работа.
Ключевые слова: мотивация, практическая применимость, проектная работа, современные технологии.
Изучение русского языка и литературы играет важную роль в формировании образованного человека. Однако многие сталкиваются с проблемой нехватки мотивации к изучению этого предмета, что может негативно отразиться на их успехах и уровне знаний.
Важность мотивации в обучении русскому языку и литературе неоспорима. Изучение этих предметов требует постоянного внимания и усилий со стороны учащегося, и его мотивация является ключевым фактором в успешном освоении материала. Однако, проблема мотивации к изучению русского языка и литературы часто возникает, особенно у учеников-иностранцев, которым предмет может показаться сложным и непривлекательным.
Факторы, влияющие на отсутствие мотивации у учащихся, являются одной из основных причин проблемы в изучении русского языка и литературы.
Во-первых, одним из основных факторов является непонимание важности и ценности данных предметов. Многие учащиеся не видят практического применения и релевантности знаний в реальной жизни, что снижает их мотивацию к изучению.
Во-вторых, сложность предмета также может оказать негативное влияние на учащихся. Часто русский язык с его многочисленными правилами и исключениями, а также литература с их глубокими смыслами и сложным языком, могут вызывать у ребят чувство отчаяния и неуверенности в своих силах. Это приводит к снижению мотивации и интереса к предмету.
В-третьих, отсутствие подходящих методик преподавания также может стать фактором недостаточной мотивации. Если учитель не проявляет достаточного понимания и эффективности в преподавании русского языка и литературы, то ученики могут потерять интерес и мотивацию к предмету.
В первую очередь, чтобы стимулировать интерес к предмету, важно показать его практическую применимость. Ученикам нужно понимать, какие преимущества они получат, изучая русский язык и литературу. Ведь знание русского языка позволяет общаться с миллионами людей и открывает двери к новым возможностям в сфере карьеры и образования. Литература, в свою очередь, помогает развивать эмоциональный интеллект, расширять кругозор и понимать глубину человеческой природы.
Также, важно создать атмосферу доверия и поддержки в классе, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и могли свободно высказываться. Мероприятия вне урока, такие как посещение театра или студии, организация конкурсов и творческих групп могут стимулировать интерес к предмету и создавать привязанность.
Кроме того, использование современных технологий может стать дополнительным стимулом для учеников. Мультимедийные презентации, видеоролики, интерактивные уроки и приложения могут сделать изучение русского языка и литературы более интересным и привлекательным.
Не менее важным является позитивное воздействие со стороны педагога, поддержка, поощрение и поиск индивидуальных методов стимулирования интереса к предмету. Создание комфортной атмосферы в классе, позитивная обратная связь и поощрение достижений - важные моменты в мотивации учеников к изучению русского языка и литературы.
Способы стимулирования интереса к русскому языку и литературе:
1. Игровые элементы и конкурсы. Один из эффективных способов стимулирования интереса к изучению русского языка и литературы – использование игровых элементов и проведение конкурсов. Это может быть кроссворд, викторина, диктант, ролевая игра или даже литературный конкурс. Такие активности помогут сделать занятия более интересными и увлекательными, а также способствуют активному участию всех учеников.
2. Взаимодействие с реальными текстами. Часто ученики теряют интерес к изучению русского языка и литературы из-за того, что материалы в учебнике кажутся им скучными и оторванными от реального мира. Один из способов решить эту проблему – активное использование реальных текстов в учебном процессе. Это могут быть статьи из популярных журналов, отрывки из книг, новости или блоги. Ученики смогут видеть практическое применение изучаемого материала и легче смогут увидеть его значение в своей жизни.
3. Индивидуальный подход и дифференциация. Каждый ученик имеет свои интересы и потребности, и важно учесть этот факт при проведении занятий по русскому языку и литературе. Использование индивидуального подхода и дифференциации поможет поддерживать мотивацию учеников. Это может быть адаптация материала под уровень каждого ученика, предоставление дополнительных материалов по интересующим темам или проведение индивидуальных консультаций для помощи в изучении сложных тем.
4. Проектная работа. Задача проектной работы – способствовать практическому применению знаний и созданию интересных задач для учеников. Изучение русского языка и литературы может быть связано с созданием собственного литературного произведения, проведением исследования о жизни и творчестве известных писателей или созданием книжного виртуального магазина. Такие проекты помогут ученикам увидеть конкретную пользу изучения предмета и проявить творческий потенциал.
5. Периодическая организация мероприятий. Для поддержания учебной мотивации важно периодически организовывать интересные мероприятия, связанные с изучением русского языка и литературы. Это могут быть театральные постановки, посещение музеев, выставок или даже интегрированные уроки, проводимые совместно с другими предметами. Такие мероприятия помогут ученикам увидеть связь между учебным материалом и реальным миром, а также создадут положительные эмоции, связанные с изучением предмета
На практике стратегия стимулирования интереса к изучению русского языка и литературы должна быть индивидуальной и учитывать интересы каждого ученика. Открытость со стороны учителя, его энтузиазм и старания поощрять и вдохновлять учеников — вот ключевые моменты для создания мотивации к изучению предмета.
Список литературы
Долотова
Ю. С. Способы повышения мотивации при обучении русскому языку // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: материалы IV
Междунар
. науч.-
практ
.
конф
. – Пенза, 2020. – C. 152-155.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С.
Полат
. – М., 2000. – 101 с.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования мотивации в учебной деятельности / Петерсон Л.Г./ Педагогическое образование и
наука.-
2016.-№5.- стр.117-126.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат