Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие коммуникативных навыков учащихся начальных классов. Работа №66516

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие коммуникативных навыков учащихся начальных классов
Работа:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Маросина Людмила Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Школа №56 города Донецка»

 

 

Аннотация. Статья посвящена методам и подходам, направленным на развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов. Рассматриваются значимость коммуникативных навыков для младших школьников, эффективные методики их формирования, а также рекомендации для учителей по внедрению этих методов в учебный процесс.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, начальная школа, обучение, взаимодействие, методы преподавания, развитие речи.

 

Развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов является одной из важнейших задач современного образования. Способность эффективно общаться играет ключевую роль в успешной социализации и учебной деятельности детей. Начальная школа – это период, когда закладываются основы для формирования коммуникативных умений, которые будут необходимы на протяжении всей жизни.

Коммуникативные навыки включают в себя умение слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли, задавать вопросы, вести диалог, работать в группе и решать конфликтные ситуации. Эти умения важны не только для успешного обучения, но и для развития личностных качеств, таких как уверенность в себе, эмпатия и способность к сотрудничеству.

Одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков является игровая деятельность. Игры, направленные на развитие речи и взаимодействия между детьми, помогают создать условия для естественного и непринужденного общения. Например, игры «Испорченный телефон» или «Ролевая игра» стимулируют детей к активному использованию языка, развивают навыки слушания и понимания, а также учат их работать в команде.

Кроме игр, важную роль в развитии коммуникативных навыков играют групповые задания и проекты. Работа в группах помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и совместно решать задачи. Групповые проекты, такие как создание общего плаката или подготовка театральной постановки, способствуют развитию умения выражать свои мысли, слушать других и находить компромиссы.

Чтение и обсуждение литературных произведений также является эффективным методом развития коммуникативных навыков. Учитель может предложить детям читать и обсуждать книги, задавать вопросы по содержанию, проводить дискуссии и ролевые игры по мотивам прочитанного. Это помогает детям развивать навыки критического мышления, учит формулировать и аргументировать свои мысли, а также развивает способность к пониманию других точек зрения.

Регулярное проведение классных часов и тематических бесед также способствует развитию коммуникативных навыков. Во время таких занятий дети могут обсуждать различные темы, делиться своими мнениями и переживаниями, учиться уважать и понимать друг друга. Важно создавать атмосферу доверия и поддержки, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно.

Особое внимание следует уделять развитию письменной речи. Написание сочинений, писем, дневниковых записей помогает детям учиться ясно и грамотно выражать свои мысли. Учитель должен регулярно проверять письменные работы, предоставлять обратную связь и помогать детям улучшать свои навыки письма.

Для успешного развития коммуникативных навыков у младших школьников важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитель должен быть внимательным к потребностям и интересам детей, создавать условия для их самовыражения и поощрять активное участие в учебном процессе. Индивидуальный подход помогает выявить сильные и слабые стороны каждого ученика и разработать стратегии для их развития.

Практическая деятельность также играет важную роль в развитии коммуникативных навыков. Различные мастер-классы, экскурсии и проекты, связанные с окружающим миром, предоставляют детям возможность применять свои коммуникативные навыки в реальных ситуациях. Например, посещение музея с последующим обсуждением увиденного помогает детям учиться выражать свои впечатления и делиться мнениями.

Обратная связь со стороны учителя является важным элементом в процессе развития коммуникативных навыков. Учитель должен регулярно оценивать успехи детей, предоставлять конструктивную критику и поощрять достижения. Это помогает детям понимать свои сильные и слабые стороны и мотивирует их к дальнейшему совершенствованию.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) также может способствовать развитию коммуникативных навыков. Использование интерактивных досок, образовательных программ и онлайн-платформ позволяет создавать более динамичную и интерактивную учебную среду. Виртуальные группы и форумы для обсуждения учебных тем помогают детям развивать навыки письменной и устной речи, учиться аргументировать свои мнения и работать в команде.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов является ключевым аспектом современного образования. Использование игровых методов, групповых заданий, чтения и обсуждения, а также практической деятельности помогает создать условия для эффективного формирования коммуникативных умений. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять регулярную обратную связь и поощрять активное участие в учебном процессе. Внедрение ИКТ также может значительно усилить эффективность обучения и способствовать развитию коммуникативных навыков у младших школьников.

Список литературы

Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетентности учащихся: Дисс. д‐ра пед.

наук. – М.: РГБ ОД, 2010. – 275 с.

Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции // Русский

язык в школе. – 2008. – №7. – 22–25 с.

Шаркаева И.М. Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников. – Ульяновск: УлГП

У им. И.Н. Ульянова, 2012. – 42 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X