РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Долгова Елена Андреевна, учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа № 129 Советского района Волгограда»
Аннотация. Статья подчеркивает важность роли учителя в формировании ценностных ориентаций у младших школьников. Автор объясняет, как учитель может влиять на развитие моральных ценностей у детей через свой личный пример, создание блаоприятной атмосферы в классе и использование разнообразных методик обучения. В статье также описываются различные педагогические подходы к формированию ценностей и выделяются основные задачи учителя в этом процессе.
Ключевые слова: нравственно-этический подход, благоприятный психологический климат, личный пример, младшая школа.
Современное общество сталкивается с вызовами, которые требуют от младших школьников не только усваивать знания, но и развивать ценностные ориентации. Учитель играет важную роль в формировании этих ориентаций у детей. Он является не только источником информации, но и примером для подражания, который помогает малышам понять и выбрать свои ценности.
В процессе обучения учитель активно взаимодействует с детьми, создавая благоприятную атмосферу для формирования ценностных ориентаций. Он стимулирует интерес к саморазвитию и самосовершенствованию, что способствует развитию личности. Учитель стремится передать основные ценности – трудолюбие, ответственность и честность – через свои слова и поступки. Такой подход помогает младшим школьникам осознать значимость этих качеств в жизни и принять их как свои собственные ценности.
С первых дней обучения в школе учитель становится для ребенка образцом поведения и ориентиром в социальной среде. Он помогает детям разобраться в нравственных нормах и ценностях, формирует у них понимание добра и зла, справедливости и чести. В процессе учебы учитель предлагает много различных ситуаций, которые помогают детям развивать этическое сознание и определять свои ценности.
Учитель влияет на ценностное воспитание младших школьников через свою личную позицию и отношение к моральным принципам. Он должен быть готов критически осмыслить свои убеждения и действия, чтобы стать достойным примером для подражания. Учитель несет ответственность за формирование у детей моральных ценностей, поскольку они будут влиять на их будущую жизнь и отношения с окружающими.
Роль учителя в формировании ценностей также связана с созданием благоприятного психологического климата в классе. Учитель должен создать атмосферу доверия и уважения, где каждый ребенок сможет высказаться, задать вопросы и поделиться своими мыслями. Такой подход позволяет формировать в детях понимание толерантности, сопереживания и уважения к различиям.
Кроме того, учитель имеет возможность использовать различные методики и техники, которые активно привлекают детей к изучению нравственности и ценностей. Игры, дискуссии, просмотр фильмов и чтение художественной литературы помогают детям осознать ценности и этические принципы. Учитель может проводить групповые проекты, где дети будут участвовать в обсуждении и принимать совместные решения на основе ценностей справедливости, доброты и толерантности.
Педагогические подходы к формированию ценностных ориентаций у учеников младшей школы разнообразны и направлены на воспитание у детей определенных ценностей и норм поведения. Один из таких подходов - нравственно-этический подход, основанный на принципах морали и этики. Здесь учитель выступает в роли образца для подражания, участвует в формировании моральных установок учеников и помогает им осознать различие между правильным и неправильным.
Второй подход - социокультурный подход, который учитывает влияние окружающей среды, культуры и общества на формирование ценностных ориентаций у детей. Учитель в данном случае создает условия для погружения детей в культурное пространство, организует посещение музеев, театров, проводит знакомство с народными традициями и обычаями. Это позволяет учащимся расширить свой кругозор и осознать разнообразие ценностей.
Третий подход - интегративный подход, совмещающий различные педагогические подходы. Он предлагает использовать методы и приемы из разных областей обучения для формирования ценностных ориентаций. Например, во время изучения литературы учитель может обсуждать моральные действия героев и приводить примеры, которые соответствуют определенным ценностям.
Основные задачи учителя в формировании ценностных ориентаций у младших школьников включают в себя несколько важных аспектов. Во-первых, учитель должен быть образцом для подражания в нравственном поведении и отношениях. Его собственные ценности, убеждения и этические принципы должны быть яркими и последовательно демонстрироваться в повседневной жизни, чтобы дети могли их усвоить.
Во-вторых, учитель должен активно включаться в формирование ценностных ориентаций учащихся через уроки и внеурочные мероприятия. На уроках он может создавать ситуации для обсуждения моральных и этических вопросов, поощрять учащихся к самостоятельному мышлению и выработке собственных взглядов. Он также может использовать литературу, исторические примеры и интерактивные игры для демонстрации ценностей.
В-третьих, учитель играет важную роль в создании безопасной и эмоционально поддерживающей среды, где дети могут открыто выражать свои мысли, взгляды и чувства. Это позволяет им развивать уважение к мнению других, терпимость и эмпатию.
Наконец, учитель должен стимулировать развитие самодисциплины, ответственности и этического поведения учеников, что в свою очередь способствует формированию их ценностных ориентаций. Это может осуществляться через установление правил и границ, поощрение положительного поведения, а также обучение навыкам принятия
Таким образом, роль учителя в формировании ценностных ориентаций у младших школьников является ключевой. От его профессионализма зависит будущее наших детей - граждан ответственных и нравственных. Учитель становится для детей источником информации о моральных ценностях и принципах, а также олицетворением этих ценностей в своем поведении и отношении к детям. Правильное ценностное воспитание в младшей школе поможет детям стать ответственными и этичными членами общества.
Список литературы
Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - М. : Академия, 2003. - 256 с.
Новиков, Д. В. Ценностные ориентации в нравственном воспитании младших школьников / Д. В. Новиков // Система ценностей современного общества. -
2014. - №37. - С. 114-120.
Федосова И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников – детей бизнесменов [Текст]: Монография. / И.В. Федосова – Иркутск: Изд–во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун–т», 2003. – 144с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат