РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Шкляр Наталья Владимировна, педагог-психолог
ГБОУ «Школа 2051»
Аннотация. Статья посвящена работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в области развития речи. В статье подчеркивается важность специализированного подхода, основанного на индивидуальных потребностях ребенка, комплексном развитии и систематичности занятий. Автор также анализирует ключевые принципы работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, описывает наиболее эффективные методы и приемы, такие как игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, логопедические упражнения, сюжетно-ролевые игры.
Ключевые слова: развитие речи, дети с ОВЗ, педагог-психолог, коррекционно-развивающие занятия, индивидуальный подход, комплексный подход, системность, игровая терапия.
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важную задачу, требующую специализированного подхода и методов. Педагог-психолог играет ключевую роль в этой работе, создавая условия для коррекции и развития речевых навыков. Коррекционно-развивающие занятия направлены на устранение речевых недостатков, развитие коммуникативных умений и обогащение словарного запаса детей с ОВЗ.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ основывается на нескольких ключевых принципах:
1. Индивидуальный подход: каждому ребенку требуется индивидуальная программа коррекции, учитывающая его особенности, уровень речевого развития и потребности. Это позволяет максимально эффективно организовать работу и достичь наилучших результатов.
2. Комплексность: работа над развитием речи должна быть комплексной, включающей не только занятия по развитию речевых навыков, но и работу над моторикой, когнитивными процессами и эмоционально-волевой сферой.
3. Системность: занятия должны быть регулярными и последовательными. Только систематическая работа может привести к значительным улучшениям в развитии речи.
4. Интеграция с другими специалистами: важно сотрудничество с логопедами, дефектологами, педагогами и родителями. Такой междисциплинарный подход обеспечивает более полное и эффективное развитие ребенка.
В работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ используются различные методы и приемы, направленные на развитие речи. Рассмотрим наиболее эффективные из них.
Игровая терапия: игра является естественной формой деятельности для детей, поэтому игровые методы широко используются в коррекционно-развивающих занятиях. Игры способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса и формированию грамматических конструкций. Например, в игре "Магазин" дети учатся задавать вопросы, отвечать на них и строить простые диалоги.
Арт-терапия: занятия рисованием, лепкой и другими видами творчества способствуют развитию речи через стимулирование воображения и креативности. Например, создание коллективной картины на заданную тему помогает детям формулировать свои мысли и выражать их словами.
Музыкальная терапия: песни, ритмические упражнения и музыкальные игры развивают слуховое восприятие и фонематический слух, что важно для формирования правильного произношения. Например, разучивание простых детских песен помогает детям запоминать слова и фразы, улучшает дикцию.
Логопедические упражнения: специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата и постановки звуков являются важным элементом коррекционной работы. Например, упражнение "Лягушка" (высовывание языка и его подъем к носу) помогает развивать гибкость и подвижность языка, что необходимо для правильного произношения звуков.
Сюжетно-ролевые игры: такие игры помогают детям отрабатывать различные коммуникативные ситуации и расширять словарный запас. Например, в игре "Поликлиника" дети учатся описывать свое состояние, задавать вопросы и отвечать на них, что способствует развитию связной речи.
На практике работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ дает значительные результаты. Приведем несколько примеров успешных коррекционно-развивающих занятий.
Занятие "В мире животных":
Цель: развитие словарного запаса и связной речи.
Методика: педагог-психолог использует картинки с изображением животных. Дети называют животных, описывают их внешность, рассказывают о повадках. Затем они играют в игру "Кто где живет?", где каждому животному необходимо найти дом. Такое занятие развивает не только речь, но и логическое мышление.
Занятие "Мой день":
Цель: развитие грамматических навыков и связной речи.
Методика: дети рассказывают о своем дне, начиная с момента пробуждения и до вечера. Педагог-психолог помогает им строить повествование, задает уточняющие вопросы. Затем дети рисуют свои истории и рассказывают их друг другу. Это занятие способствует развитию навыков последовательного изложения и расширению словарного запаса.
Занятие "Путешествие в космос":
Цель: развитие воображения и речевой активности.
Методика: педагог-психолог проводит занятие в форме ролевой игры, где дети становятся космонавтами. Они обсуждают, что им нужно взять с собой, описывают планету, на которую они прилетели, и ее обитателей. Такое занятие стимулирует развитие речи через активное использование воображения и креативности.
Таким образом, развитие речи детей на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ является сложным и многогранным процессом, требующим профессионального подхода и использования разнообразных методов. Индивидуальный подход, комплексность, системность и интеграция с другими специалистами позволяют достигать значительных успехов в коррекции речевых нарушений. Примеры успешных практик подтверждают, что целенаправленная и последовательная работа педагога-психолога способствует развитию речевых навыков, улучшению коммуникативных умений и обогащению словарного запаса детей с ОВЗ, что в конечном итоге положительно сказывается на их общей адаптации и социализации.
Список литературы
Богданова, А.А. Изучение и коррекция нарушений поведения детей с интеллектуальной недостаточностью:
учебно
- методическое пособие / А.А. Богданова; РГПУ им. А.И.
Герцена.-
Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.-252с.
Гонеев
, А.Д. Основы коррекционной
педагогики :
А.Д.
Гонеев
, Н.И.
Лифинцева
, Н.В.
Ялпаева
; под ред. В.А.
Сластенина
; Международная академия педагогического образования.-4-е издание; стереотипное- Москва: Академия, 2007.-271 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат