Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательской грамотности на уроке литературы . Работа №66616

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательской грамотности на уроке литературы
Работа:

Формирование читательской грамотности на уроке литературы

 

Цикарева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ 49», г. Нижний Тагил

 

 

Аннотация. В статье обсуждаются стратегии и методики, используемые для развития у учащихся навыков анализа литературных произведений, понимания и интерпретации текстов. Автор подробно рассматривает процесс формирования у школьников способности анализировать содержание произведений, выделять ключевые моменты и развивать критическое мышление через чтение и обсуждение литературных текстов.

Ключевые слова: читательская грамотность, литература, урок, навыки, анализ, тексты, развитие.

 

Формирование читательской грамотности на уроке литературы — это процесс, направленный на развитие у детей навыков чтения и понимания текста. Введение в понятие читательской грамотности является первым шагом в этом процессе. Ученикам предлагаются различные методы и активности, которые помогают им осознать важность чтения и развить интерес к литературным произведениям. Они знакомятся с различными жанрами и стилями написания, изучают литературные термины и основные приемы создания текста. Введение в понятие читательской грамотности позволяет детям осознать, что чтение - не просто задание, но и возможность открыть для себя новый мир, расширить кругозор и развить критическое мышление. Данный подраздел представляет собой важный этап на пути формирования читательской грамотности учащихся.

Методы и приемы, способствующие развитию читательской грамотности, являются важной составляющей урока литературы. Один из таких методов - анализ текстов различных жанров и стилей с акцентом на понимание и интерпретацию. Этот подход помогает учащимся развивать навыки анализа и критического мышления, что важно для формирования глубокого понимания текста.

Другой метод - обсуждение и дебаты по поводу сюжетов, персонажей и тем произведений. Это помогает учащимся выражать свое мнение и аргументировать свои взгляды, что способствует развитию умения анализировать и оценивать информацию из различных источников.

Важным приемом является также чтение вслух и обсуждение прочитанного. Это способствует развитию умения понимать и интерпретировать текст, а также улучшает навыки восприятия и внимания.

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов на уроке литературы способствует формированию читательской грамотности учащихся и развитию их аналитических и критических способностей.

Организация чтения и анализа литературных произведений на уроке занимает важное место в формировании читательской грамотности учащихся. Для успешной работы необходимо подбирать тексты, максимально соответствующие возрасту и интересам учащихся, а также учитывать уровень их литературной подготовки.

При проведении урока важно создать атмосферу открытого и свободного обсуждения произведений, поощрять учащихся к анализу и интерпретации текстов. Учителю следует поощрять самостоятельное чтение, обсуждение и выражение собственных впечатлений, а также внимательно относиться ко всему многообразию интерпретаций.

Для успешной организации чтения и анализа литературных произведений на уроке также необходимо выстраивать взаимодействие учителя и учащихся на основе доверия и уважения. Учитель должен быть готов к диалогу, уметь услышать и понять точку зрения каждого ученика, поощрять активное участие каждого в обсуждении произведений.

Для эффективного формирования читательской грамотности учащихся на уроке литературы необходима оценка и контроль их уровня. Оценка позволяет учителю определить, насколько хорошо ученики усваивают прочитанное произведение и анализируют его. Контроль уровня читательской грамотности помогает ученикам самостоятельно отслеживать свой прогресс и улучшать свои навыки.

Оценка может осуществляться различными способами. Например, учитель может проводить тестирование, включающее в себя вопросы по сюжету, главным персонажам, анализу стиля письма автора и интерпретации образов. Это помогает установить, насколько глубоко ученики понимают произведение и способны его критически оценить.

Контроль уровня читательской грамотности осуществляется не только учителем, но и самими учениками. Они могут вести чтение дневников, где отмечают прочитанные книги, делают краткие обзоры и выражают собственные мысли о прочитанном. Это помогает им осознать свой прогресс и стимулирует читательскую активность.

Важно отметить, что оценка и контроль уровня читательской грамотности должны быть не только формальными, но и индивидуальными.

 

Список литературы

1. Кузнецова, М.И. Читательская грамотность [Электронный ресурс] / М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.

2. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. 116 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×