ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дуброва Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтёрская СШ с. Орлово – Ивановка»
Аннотация. Статья подчеркивает важность формирования навыков исследовательской деятельности у учащихся на уроках русского языка и литературы в современном образовании. В статье также описываются различные методы и приемы, которые можно использовать для введения учащихся в исследовательскую работу, включая активизацию предварительных знаний, стимулирование интереса к теме, развитие навыков систематизации и обобщения информации, а также структурирование и представление результатов исследования.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, социальные навыки, русский язык и литература, самостоятельность.
В современном мире, где информация доступна в любое время и в любом месте, умение самостоятельно исследовать, анализировать и оценивать полученные знания становится все более важным для успешной жизни и карьеры. Эти навыки особенно ценны на уроках русского языка и литературы, где требуется не только понимание текста, но и способность критически мыслить, аргументировать свою точку зрения и проводить собственные исследования.
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы имеет не только академическую ценность, но также помогает развивать ключевые компетенции учащихся. Они изучают новые методики работы с текстами, которые позволяют им не просто запоминать факты, но и самостоятельно открывать новые знания через поиск информации, анализ данных и формулирование выводов.
Стремление к саморазвитию и расширению своих знаний становится двигателем развития личности каждого школьника. Умение проводить маленькие научные работы на уроках русского языка и литературы помогает им развиваться как индивидуумам: они становятся более ответственными за свое образование, учатся работать в команде при выполнении проектных задач. В результате этих усилий школьники приобретают не только новые знания о русской литературе или языке, но также развивают важные социальные навыки.
На уроках русского языка и литературы можно использовать различные методы и приемы, которые способствуют введению учащихся в исследовательскую деятельность. Один из таких методов – активизация предварительных знаний учащихся по заданной теме. Это позволяет ученикам проявить свои знания и опыт, а также создает базу для исследования.
Другой метод – стимулирование интереса к теме исследования. Это может быть достигнуто путем представления учащимся вопросов, проблем, загадок, которые требуют решения. Задавая такие вопросы, преподаватель активизирует ученическую активность и мотивирует их на дальнейшее исследование.
Также важно развивать у учеников навыки систематизации и обобщения информации. Это можно сделать, предлагая им классифицировать и анализировать полученные данные, выявлять основные идеи и закономерности. Такой подход способствует формированию у учеников умения видеть общие закономерности и связи.
Не менее важно обратить внимание на структурирование и представление результатов исследования. Ученикам необходимо научиться оформлять свои мысли и выводы в письменной форме, а также использовать при решении задач графические средства и схемы.
Следует отметить, что введение в исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы помогает формированию критического мышления и самостоятельности учащихся. Оно способствует развитию таких важных когнитивных навыков, как анализ, синтез, абстрагирование, рефлексия и др.
Методы формирования навыков исследовательской работы на уроках русского языка и литературы разнообразны и включают в себя использование проектной деятельности, обсуждение текстов, проведение анализа и исследования литературных произведений. Один из методов – проведение исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся выбирают тему исследования, собирают информацию из различных источников и представляют результаты исследования в виде презентаций или докладов.
Также важным методом является групповая работа, в том числе дискуссии и обсуждение проблематики текста, что помогает развить у учащихся навыки анализа и критического мышления. Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы также включает в себя чтение литературных произведений с последующим обсуждением, анализом и оформлением собственного мнения.
Важным методом формирования навыков исследовательской работы является использование технологий, таких как интернет, электронные библиотеки, базы данных и информационные ресурсы. Это позволяет учащимся находить информацию, анализировать данные и представлять свои исследования в современном формате.
Ученики, изучая русский язык, учатся анализировать тексты, высказывать свои мысли и аргументировать свое мнение. Эти навыки необходимы для успешной работы над литературными произведениями, исследования темы или обсуждения текста. Способность анализа и критического мышления, которые формируются при изучении русского языка, помогают учащимся в составлении научных работ, исследовании и интерпретации текстов, проведении литературного анализа.
Литература не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует развитию аналитического мышления и критического взгляда на мир. Чтение литературных произведений помогает учащимся учиться анализировать тексты, выявлять глубинные смыслы и исследовать художественные приемы авторов. Учащиеся могут исследовать жизнь и творчество писателей, их идеи и мотивы, а также контекст, в котором они создавали свои произведения. Литературные исследования помогают развить способность к критической оценке информации, а также умение аргументировать свои выводы.
В целом, формирование исследовательских навыков на уроках русского языка требует использования различных практических методов и приемов, таких как исследовательские проекты, игры и упражнения, чтение и анализ художественных произведений. Эти методы помогают развить критическое мышление, самостоятельность и умение работать с информацией, что в свою очередь способствует более глубокому освоению русского языка и литературы. После овладения навыками исследования, учащиеся могут успешно применять их не только в изучении языка и литературы, но и в других областях своей жизни.
Список литературы
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2013. – 135 с.
Гарданова
Э. Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей // Молодой ученый. — 2014. — №4. — 935-936 с.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд.,
перераб
. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2014. 16
п.л
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат