ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Корепанова Людмила Александровна, воспитатель
МАДОУ детский сад «Страна чудес»
Аннотация. Статья подчеркивает важность экологического образования в дошкольных учреждениях для полноценного развития детей. Автор отмечает, что контакт с природой способствует физическому, эмоциональному и когнитивному развитию ребенка. В статье рассматриваются особенности организации экологического образования в дошкольных учреждениях и выделяются ключевые принципы, такие как взаимодействие детей с природой, формирование экологической культуры и ответственности.
Ключевые слова: экологическое образование, уважение к окружающей среде, ответственность, дошкольное образование.
Развитие детей во многом зависит от окружающей их среды. Природа играет важную роль в формировании физического, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Однако, в нашем современном мире, где все больше времени проводится перед экранами и в закрытых помещениях, природа становится все менее доступной для детей. В связи с этим возникает необходимость организации экологического образования в дошкольных учреждениях, чтобы дать детям возможность познакомиться с природой и понять ее значение для жизни.
Экологическое образование может быть организовано различными способами: посещение парков, лесных массивов или зоопарков; проведение экспериментов и наблюдений на участке дошкольного учреждения; изучение животных и растений через игровые элементы; знакомство с принципами устойчивого развития. Такие занятия помогут детям расширить свой кругозор, развить любознательность и осознанный подход к окружающей природной среде.
Кроме того, контакт с природой способствует стимуляции всех чувств ребенка - зрения, слуха, обоняния и осязания - что положительно влияет на его физическое развитие. Важно также отметить эмоциональное благополучие детей при контакте с природой - она создает атмосферу спокойствия и радости, помогая им расслабиться и отдохнуть от повседневных стрессов.
Организация экологического образования в дошкольных учреждениях включает в себя ряд мероприятий. Воспитатели обращают внимание на выбор окружающей среды, создавая комфортные условия для детей, где они могут наблюдать за природными процессами, растениями и животными. Также важную роль играют экскурсии и прогулки на природу, где дети могут сами увидеть и ощутить разнообразие природы.
Игры и занятия на улице стимулируют интерес к окружающей среде и развивают у детей наблюдательность и познавательные способности. Важно, чтобы дети учились уважать природу, не нарушать ее целостность и баланс. Экологическое образование помогает детям осознать, что их действия могут повлиять на состояние окружающей среды и мир в целом.
Кроме того, экологическое образование способствует развитию таких качеств, как забота, ответственность, толерантность и сотрудничество. Дети учатся работать вместе, чтобы сохранить и улучшить окружающую среду. Они узнают о важности энергосбережения, сортировке отходов и использования возобновляемых источников энергии.
Экологическое образование в дошкольных учреждениях имеет свои особенности и принципы организации, которые способствуют полноценному и эффективному влиянию природы на развитие детей.
Первым принципом является интеграция экологического образования в основные образовательные программы дошкольных учреждений. Экологические темы должны быть включены во все области детской деятельности, такие как игры, занятия, походы на природу и прочие мероприятия. Это позволяет детям получать знания об окружающей среде в естественной и игровой форме.
Второй принцип - активное взаимодействие детей с природой. Дошкольные учреждения должны обеспечить детям возможность непосредственного контакта с живой природой, а также предоставить разнообразные материалы и инструменты для исследования и экспериментирования. Практическое взаимодействие с природой способствует развитию наблюдательности, воображения, креативности и ответственности у детей.
Третьим принципом является формирование у детей экологической культуры и ответственности. Дошкольные учреждения должны научить детей ценить и беречь природу, развивать у них понимание взаимосвязи между всеми живыми существами и экосистемами. Воспитание экологической культуры включает в себя ознакомление с правилами пользования природными ресурсами, сортировку и утилизацию отходов, а также привитие навыков и привычек экологически чистого образа жизни.
Четвертый принцип - развитие практических навыков. В рамках экологического образования детям должны быть предложены задания, требующие активного взаимодействия с природой и самостоятельного освоения навыков обращения с природными материалами. Это могут быть задания по сбору мусора во время прогулок, посадке и уходу за растениями, участию в экспериментах и исследованиях.
Физическая активность, связанная с нахождением на природе, имеет положительное влияние на физическое развитие детей. Выполнение различных двигательных задач, таких как бег, лазание или прыжки, способствует развитию координации движений, гибкости и силы. Природные препятствия, такие как деревья, горы или реки, требуют от детей преодоления их собственных границ и развивают уверенность в своих силах.
Кроме того, природа является источником свежего воздуха и природного освещения, что благоприятно сказывается на физическом и психическом здоровье. Природное освещение, особенно во время солнечных дней, способствует образованию витамина D, который играет важную роль в росте и развитии детей. Свежий воздух богат кислородом, что помогает укрепить иммунную систему и повысить устойчивость к заболеваниям.
Помимо физического здоровья, природа также влияет на психологическое благополучие детей. Зеленые пространства и природные элементы, такие как цветы и деревья, создают неповторимую атмосферу спокойствия и расслабления. Рассматривание природы и участие в ее создании, например, через садоводство или садоводческие занятия, способствуют развитию у детей чувства ответственности, заботы и социальных навыков.
Таким образом, экологическое образование в дошкольных учреждениях имеет большое значение для развития детей. Оно помогает сформировать осознанное и бережное отношение к природе, развивает наблюдательность и творческие способности, а также формирует экологическую культуру, необходимую для устойчивого развития общества.
Список литературы
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. 38-46 с.
Зебзеева
В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, 30 с.
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, 232 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат