ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Баранникова Татьяна Сергеевна, воспитатель
МАДОУ № 515 «Галактика»
Аннотация. Статья подчеркивает важность развития творческих способностей у детей и предлагает использовать АРТ-педагогические технологии как эффективный инструмент для этого. В статье также рассматриваются особенности АРТ-педагогических технологий, их влияние на развитие эмоциональной сферы и речи детей, а также подчеркивается важность индивидуального подхода в применении этих технологий.
Ключевые слова: АРТ-педагогические технологии, творческие способности, искусство, самовыражение.
В современном обществе все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Исследования показывают, что творческое мышление не только способствует формированию личности ребенка, но и развивает его интеллектуальные и эмоциональные возможности. В этом контексте особую роль играют АРТ-педагогические технологии, которые объединяют в себе элементы искусства, игры и образования.
АРТ-педагогические технологии представляют собой комплексный подход к развитию детей, который базируется на использовании художественных материалов и методик. Они помогают не только развить творческое мышление и воображение, но и способствуют формированию коммуникативных навыков, самостоятельности и самовыражения.
Введение в АРТ-педагогические технологии представляет собой осознанное ознакомление дошкольников с различными видами искусства, такими как изобразительное искусство, музыка, театр, танец и др. Эта методика активно применяется в процессе развития творческих способностей детей и способствует развитию их воображения, эмоций и индивидуальности.
Одной из особенностей АРТ-педагогических технологий является активное использование игрового подхода. Игра в этом случае является не только развлечением, но и инструментом для развития творчества. Ребенок через игру развивает умение экспериментировать, пробовать новое, выражать свои мысли и чувства. В процессе игры дошкольник активно взаимодействует с окружающим миром и осваивает различные художественные техники и приемы.
Другой важной составляющей АРТ-педагогических технологий является работа с различными материалами и инструментами. Дети познают окружающий мир через осязание, формирование и моделирование. В процессе работы с материалами и инструментами, ребенок учится контролировать движения, развивает мелкую моторику, творческое мышление и фантазию.
АРТ-педагогические технологии стимулируют фантазию детей, воображение и креативное мышление, способствуя формированию уникального творческого потенциала.
Также, использование АРТ-педагогических технологий способствует формированию эстетического вкуса и художественного восприятия у детей. Знакомство с разными видами искусства, изучение художественных шедевров, анализ и интерпретация произведений искусства - все это помогает детям развивать свою художественную культуру и расширять свой кругозор.
Кроме этого, АРТ-педагогические технологии способствуют развитию коммуникативных навыков у детей. Они учат ребенка выражать свои мысли и чувства через искусство, учат его слушать и уважать мнение других, сотрудничать и работать в коллективе.
Важной составляющей АРТ-педагогики является развитие эмоциональной сферы детей. Художественные занятия и творческие задания позволяют детям выразить свои эмоции и чувства, развить воображение и фантазию. Они активно взаимодействуют с окружающим миром, используя различные материалы, цвета, формы и текстуры.
В работе с детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию речи. Художественные занятия способствуют расширению кругозора детей, обогащению их словарного запаса, развитию речи и любознательности. При рисовании и изготовлении поделок дети не только мастерят, но и описывают свои действия и результаты, выражают свои мысли и чувства.
АРТ-педагогические технологии активно применяются в работе с детьми дошкольного возраста как ведущей формой развлечения и обучения. Они позволяют развивать творческие способности, воображение и самовыражение каждого ребенка. Важно помнить, что применение АРТ-педагогических технологий требует гибкого и индивидуального подхода, учета особенностей каждого ребенка и создания подходящей обстановки для его развития.
Одним из примеров практических занятий, основанных на АРТ-педагогических технологиях, является творческая мастерская. В ходе таких занятий дети имеют возможность самостоятельно создавать произведения искусства: рисунки, скульптуры, коллажи и т.д. Это позволяет развивать их творческое мышление, а также формировать навыки работы с различными материалами и инструментами.
Еще одним примером занятия с использованием АРТ-педагогических технологий является театральная студия. В рамках этой деятельности дети могут испытать себя в роли актеров, режиссеров, сценаристов. Они могут создавать истории, играть различные роли, раскрывая свою творческую, актерскую и режиссерскую составляющие. Такое занятие помогает развивать у детей коммуникационные навыки, уверенность в себе, а также осознание своих возможностей и способностей.
Еще один пример практического занятия с использованием АРТ-педагогических технологий - музыкальная мастерская. Здесь дети могут попробовать себя в роли музыкантов, создать свои собственные композиции, играть на музыкальных инструментах и петь. Это помогает развивать музыкальные способности, слух, ритмическое чувство и музыкальное восприятие.
Таким образом, введение в АРТ-педагогические технологии является важным этапом в развитии творческих способностей дошкольников. Оно способствует формированию индивидуальности ребенка, развитию его воображения и творческого мышления, а также активному включению родителей в процесс обучения. АРТ-педагогические технологии предлагают инновационный подход к развитию творческих способностей детей и являются одним из эффективных инструментов воспитания и образования.
Список литературы
Анисимов, В. П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В. П. Анисимов // Вестник ОГУ. – 2003. – № 4. – 146-148 с.
Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов,
врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 160 с.
Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников : учебно-методическое пособие / В. Г. Колягина. – Москва : Прометей, 2016. – 164 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат