Влияние социальных сетей на жизнь и поведение современных подростков
Косованова Мария Владимировна,
старшая вожатая МБОУ СОШ № 27, г. Белгород
Бараев Дмитрий Федорович,
учитель обществознания МБОУ СОШ № 27, г. Белгород
Все мы часто сталкиваемся с детьми, которые не отрывая взглад от гаджета идут нам на встречу. Но задумывались ли вы, почему дети постоянно погружаются в виртуальный мир, а некоторые убегают от реальности и прячутся в нем?
Стоит принят как данность, что мы должны считаться с информатизацией интересов детей, но грамотно отличать прогресс от пагубной привычки.
Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда ради удачного кадра или популярного видео дети порой рискуют жизнью или совершают правонарушения. Мотивацией и побудителями к данному поведению могут быть:
- желание выделиться на фоне сверстников, быть круче, лучше, популярнее;
- желание предстать перед окружающими в другом образе, выставить себя кардинально другой личностью, той, которой бы ребенок хотел быть;
- желание повторить успех популярных блогеров, не осознавая ответственности, которую они несут, совершая порой абсурдные поступки;
- иногда социальные сети служат единственным местом, где ребенок может рассказать всё, что у него наболело на душе, и получить отклики и поддержку от других пользователей сети.
Но дети не осознают, что за личиной добродетели может скрываться злой умысел или люди, желающие причинить вред и использовать интересы ребенка в своих корыстных целях. Самое опасное состояние, когда ребенок в минуты отчаяния погружается в социальные сети. В эти моменты он наиболее уязвим и подвержен влиянию. Не всегда таких подростков можно визуально определить: это не всегда дети, находящиеся в подавленном, депрессивном состоянии. Этим ребенком вполне может оказаться веселая девушка, с лабильной психикой, то есть резкими перепадами настроения, острыми эмоциональными реакциями и переживаниями. Для всех она может быть душой компании, но, приходя домой, закрываться от окружающего мира, проблем в семье и отсутствия близких друзей. Учитель должен быть вовлеченым в мир и интересы детей, чтобы у ребенка было желание открыться, рассказать о своем увлечении, а в дальнейшем, после установления доверительных отношений, поведать и о внутренних переживаниях.
Я как классный руководитель систематически просматриваю социальные сети детей. Просматриваю их истории в Инстаграмме, обсуждаю, что они смотрят на просторах Ютуба и Тик Тока (хостинг видео), потом просматриваю данные материалы сама. Обсуждаю это с детьми, и они делятся со мной всей интересующей их информацией, так как видят, что я их понимаю и могу поддержать разговор. Благодаря доверительным отношениям в классе, дети поделились со мной информацией, что часто просматривают социальные сети педагогического коллектива. В следствии этого нужно понимать, что мы, не только как учителя, но и взрослые, осознанные люди, должны ответственно подходить к материалу, который публикуем в социальных сетях, ведь дети это видят, берут пример, либо рисуют неправильный образ взрослого или педагога в своем представлении.
Серьёзной проблемой современного молодого общества стали видеоролики издевательств и буллинга среди подростков. Жестокость и аморальность некоторых видеоматериалов вызывают шок и ужас у любого взрослого человека. При просмотре видео некоторые родители не могут признать, что на видео присутствует их ребенок, и он способен на подобное. Можно выделить несколько групп подростков, которые участвуют в подобном беззаконии:
- лидер, он же зачинщик – ребенок, который пользуется авторитетом у сверстников, либо они боятся его;
- косвенные участники, которые не принимают активного участия, но получают удовольствие от причастности ко всему происходящему; слабые эмоционально, они внушаемы, боязливы, действуют часто скрытно, как говорится «за спиной», выполняют поручения лидера, они могут подстрекать лидера, снимать на камеру;
- жертва, которой может оказаться любой подросток; не всегда это слабый ребенок, на его месте может оказаться любой неугодный ребенок из любой перечисленной выше категории.
Самое страшное, что современный кибербуллинг имеет мрачную тенденцию заканчиваться трагично. Жестокость и травля присуща не только нынешнему поколению, она существовала всегда. Ярким примером могут послужить книга и художественный фильм «Чучело», художественное произведение «Повелитель мух». Проблема современного общества, что нынешнюю жестокость и травлю подпитывают социальные сети, извращают и выворачивают все самое мрачное и плохое. Подростки считают статусным опубликовать свои зверства ради лайков, а порой и негативной реакции, ведь в интернете популярность приносит и добродетель, и низкие поступки. А подросток зачастую выбирает путь наименьшего сопротивления. Негативное, страшное, ужасающее будоражит сознание человека, ребенка увлекает запрещенное, и уже отталкиваясь от воспитания, заложенных ценностей он выбирает путь, модель поведения, как реагировать на происходящее на экране. Будет ли это сострадание и сочувствие, либо желание попробовать и испытать эти чувства на себе, стать непосредственным участником. Один ребенок будет просматривать Ютуб в поиске развлекательных и поучительных материалов, а другой искать что-то запрещенное и мрачное.
Перед учителями и родителями становится острый вопрос защиты детей, которые проводят много времени в интернете. Запрет может вызвать кардинально противоположную реакцию и протест у ребенка. Дети могут начать обманывать и искать способы достать информацию иными путями. Есть несколько способов наладить здоровые отношения ребенка с интернетом и постараться его обезопасить:
- зарегистрироваться в интересующей ребенка сети и добавить в друзья, если ребенок переживает острый период пубертатного периода стараться просматривать его страницы скрытно, не нарушая личное пространство ребенка;
- постоянно проговаривать основы безопасного поведения в интернете, рассказывать о проблемах и опасностях;
- настроить защиту аккаунта, установить приватность данных, либо детский режим.
Родители должны мониторить социальные сети, если у них нет возможности делать это систематически – установить родительский контроль. Культивировать в ребенке правильные моральные ценности. Выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы у него у самого было желание делиться и делать родителей непосредственными участниками своей жизни. Быть в непосредственном контакте с учителем.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат