ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К ПРИРОДЕ
Шотовская Людмила Витальевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 24 комбинированного вида»
Аннотация. Статья посвящена важности приобщения дошкольников к природе для формирования экологической культуры. Автор подчёркивает, что в раннем возрасте закладываются основы отношения к окружающему миру, поэтому важно развивать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней и понимание её ценности. В статье также рассматриваются методы и принципы формирования экологической культуры у дошкольников, а также приводятся конкретные примеры деятельности с детьми.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольники, природа, бережное отношение.
В современном мире, где проблемы экологии становятся всё более актуальными, особую роль в формировании экологической культуры людей играет приобщение дошкольников к природе. В этом возрасте формируются базовые ценности и представления о мире, именно поэтому так важно помочь детям понять значение окружающей среды и научить их заботиться о ней.
Природа — это не только физическая среда, в которой живут люди, но и их дом, который нужно беречь. Приобщение детей дошкольного возраста к природе способствует развитию у них эмоциональной связи с окружающим миром, помогает расширить представления о разнообразии живых организмов и понять взаимосвязь всех его компонентов. Контакт с растениями, животными и элементами природного ландшафта стимулирует личностное развитие каждого ребёнка, а также способствует его физическому оздоровлению.
Основные задачи формирования экологической культуры дошкольников через приобщение их к природе заключаются в том, чтобы вызвать у них интерес к окружающему миру, научить заботиться о растениях и животных, а также развить ответственное отношение к сохранению окружающей среды. Для достижения этих целей необходимо создавать условия для активной самостоятельной деятельности детей на открытом воздухе – проводить экскурсии по паркам и лесам, устраивать игровые площадки с природными элементами (песочницы со зеленью или горки из натуральных материалов), а также использовать метод проектной работы для изучения конкретных объектов природы.
Важность формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста не подлежит сомнению, так как именно в этом периоде формируются основы мировоззрения и отношения к окружающей среде. Приобщение детей к природе в раннем возрасте способствует их эмоциональному и психическому развитию, формированию уважения к ней и пониманию важности ее сохранения. Дошкольники, которые проводят много времени на свежем воздухе, знакомятся с разнообразием природы, развивают в себе бережное отношение к живым существам и окружающей среде. Этот опыт формирует у них ответственное поведение и позитивное отношение к окружающему миру, что важно для их будущего участия в решении экологических и социальных проблем общества.
Приобщение дошкольников к природе играет важную роль в формировании их экологической осознанности. Взаимодействие с окружающей средой среде позволяет детям лично ощутить всё её богатство и красоту, а также осознать свою зависимость от неё.
Природа представляет собой множество разнообразных живых организмов и нематериальных ресурсов, с которыми дошкольники вступают в непосредственный контакт. Они могут наблюдать за животными, растениями, птицами и насекомыми, узнавать их названия и характеристики. Дети знакомятся с разными природными явлениями, такими как дождь, ветер, солнечный свет, и учатся понимать, как они влияют на окружающий мир.
Приобщение к природе также способствует развитию у детей умения наблюдать, анализировать и делать выводы. Они учатся обращать внимание на малейшие изменения, замечают, как меняется ландшафт в зависимости от времени года, и изучают взаимодействие живых объектов в экосистеме.
Для достижения успешного формирования экологической культуры у детей, необходимо использовать разнообразные методы и принципы. Один из основных методов – практические наблюдения в природной среде. Дети должны иметь возможность наблюдать и исследовать различные объекты природы собственными глазами. Например, они могут изучать растения, насекомых и животных в саду или на пикнике. Это помогает им лучше понять взаимосвязь между всеми живыми существами и их средой обитания.
Важно также использовать игровые методики, которые позволят детям активно взаимодействовать с природой. Активности на природе, создание экологических садов и участие в проектах стимулируют интерес к окружающей среде и развивают бережное отношение к ней.
Для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста эффективно использовать практические занятия и игры, направленные на приобщение к природе. Посещение парков, лесов, озёр позволяет дошкольникам наблюдать за растениями, животными, различными природными процессами. Занятия с сенсорными материалами, например, листьями, цветами, помогают расширить знания детей о мире природы. Игры, где нужно искать природные сокровища или создавать поделки из натуральных материалов, также способствуют приобщению к окружающей среде. Кроме того, важно обучать детей уважению к природе, объяснять им, как сохранять и защищать окружающую среду для будущих поколений.
Классификация методов и приёмов, используемых в работе по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста, является важным этапом в оценке эффективности этой работы. При оценивании учитываются показатели уровня экологической грамотности, осознания важности сохранения природы и экологичного поведения детей. Качественные и количественные методы могут быть использованы для сбора данных, например, анкетирования, опросы, тестирования или наблюдения. Результаты оценки позволяют выявить успешные методы работы и определить направления для дальнейшего совершенствования программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Оценивая эффективность этой деятельности, можно измерить прогресс детей в осознании ответственности за экологическую среду, а также определить пути преодоления трудностей или низкой активности в этом процессе. Выводы, полученные из оценки работы, могут быть использованы для улучшения программ и методик, а также для разработки новых подходов к формированию экологической культуры у дошкольников.
Список литературы
Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой. Пособие для воспитателя детского сада. /
Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2005. – 268 с.
Воронина, К.С. Проблемы и перспективы экологического
образования в дошкольном учреждении/ К.С. Воронина. // Дошкольное
образование. – 2015. – №5. – 36 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат