МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Прядко Юлия Лукьяновна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 145 городского округа Донецк»
Аннотация. Статья посвящена формированию учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ученику, использования инновационных методов обучения, создания позитивной атмосферы в классе, а также учет основных принципов мотивации в образовании: индивидуальности, активности, целеполагания.
Ключевые слова: учебная мотивация, индивидуальный подход, роль педагога, позитивная атмосфера.
Формирование учебной мотивации учащихся - одно из важнейших направлений в современном образовании. Особенно это актуально на уроках русского языка и литературы, где необходимо не только освоить знания, но и развить интерес к предмету.
Применение инновационных подходов, использование интерактивных методик и индивидуальный подход к каждому ученику — все это способы, которые помогут привлечь внимание школьников к изучению русского языка и литературы. Позитивная мотивация, поощрения за достижения и созидательная атмосфера в классе способствуют формированию интереса к предмету и стимулируют активное участие в процессе обучения.
Изучение основных принципов мотивации в образовании является ключевым шагом в формировании учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы. Важным аспектом является понимание того, что мотивация — это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Первым принципом является принцип индивидуальности, учитывающий различия в мотивационной сфере каждого ученика. Для формирования учебной мотивации необходимо стремиться к созданию индивидуального подхода к каждому ученику, учитывая его интересы, потребности и способности.
Другим важным принципом является принцип активности. Ученик должен быть активно вовлечен в учебный процесс, чувствовать себя субъектом обучения. Это можно достичь через использование интерактивных методик, групповой работы, дискуссий и других активных форм обучения. Также важно стимулировать самостоятельную работу учащихся, поощрять их инициативу и саморегуляцию.
Одним из ключевых принципов мотивации является принцип целеполагания. Ученики должны понимать, на что они направлены, какие цели они ставят перед собой и как достичь желаемого результата. Педагог может помочь им определить свои учебные цели, поставить перед ними реальные задачи и помочь разработать план действий для их достижения.
Роль педагога в формировании учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы неоспоримо важна. От того, каким образом преподаватель будет подходить к мотивации учеников, зависит их активность, успехи в учебе и общее отношение к предмету. Педагог должен быть стимулом для учеников, вдохновлять их на изучение русского языка и литературы.
Один из методов, используемых педагогами для формирования учебной мотивации, – это создание интересных и понятных уроков. Увлекательные задания, интегрированные в курс обучения, способны проявить таланты учеников и пробудить их интерес к предмету. Важно, чтобы учитель был креативным и современным, умел привлечь внимание учащихся с помощью разнообразных методов обучения.
Другим важным приемом является поощрение и поддержка учащихся. Положительная обратная связь, поощрение за достижения, стимулирующие награды – все это может служить мощным мотиватором для учеников. Педагог должен ощущать пульс учащихся, искать их индивидуальные мотивы и поощрять их на пути к достижению целей.
Кроме того, важно учитывать различия в мотивации учащихся и уметь адаптировать методы работы с ними под индивидуальные потребности. Определение типов мотивации, выявление сильных и слабых сторон учащихся поможет педагогу более точно ориентироваться в работе с каждым учеником.
Применение поощрений, таких как награды, дипломы, похвала перед классом или дополнительные привилегии, способствует укреплению учебной мотивации. Каждый ученик имеет свои сильные стороны, и важно выявить их, чтобы помочь им достичь успеха. Поддержка со стороны учителя, а также радушная атмосфера в классе, создают благоприятные условия для роста мотивации учащихся.
Внимание к трудностям и ошибкам учащихся также играет важную роль в формировании позитивной мотивации. Учитель, поддерживая учеников в трудных ситуациях и помогая им преодолевать трудности, способствует развитию уверенности и желания учиться.
Для эффективного формирования учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы следует использовать индивидуальные подходы. Одним из ключевых методов является осознанное учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Разнообразие в методах обучения поможет учителю находить подход к каждому ученику, учитывая его интересы, предпочтения и способности.
Для этого можно проводить индивидуализированные беседы с учащимися, выявлять их цели и мотивацию к изучению предмета. Также важно создавать учебную среду, стимулирующую активное участие каждого учащегося. Это можно сделать через использование различных игровых и интерактивных методик, позволяющих каждому ученику проявить свои сильные стороны.
Еще одним полезным приемом является установление диалога с учащимися на равных. Важно объяснить значимость изучения русского языка и литературы для их личностного и профессионального развития. Поддержка и поощрение учащихся в процессе обучения также способствует повышению учебной мотивации.
Для успешной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы необходимо использовать эффективные методы и приемы стимулирования учебной активности и интереса. Один из таких методов - создание интерактивных уроков с применением различных игр, дискуссий и проектной деятельности. Это помогает поддерживать внимание учащихся, развивать их критическое мышление и вовлекать в учебный процесс.
Другим эффективным подходом является индивидуализация обучения. Учителя могут учитывать специфические интересы и потребности каждого ученика, предлагая им задания, соответствующие их уровню подготовки и предпочтениям. Это способствует большей мотивации и учебному успеху.
Таким образом, применение вышеперечисленных методов и приемов поможет учителям эффективно формировать учебную мотивацию учащихся на уроках русского языка и литературы, способствуя их активному участию в учебном процессе и достижению хороших результатов.
.
Список литературы
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б. Орлов - М., 2014.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования мотивации в учебной деятельности / Петерсон Л.Г./ Педагогическое образование и
наука. -
2016.-№5.- стр.117-126.
Старикова М.Г. Современный урок: пособие для педагогов/ Г.М.Старикова, - Мозырь, 2015.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат