Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Игры и упражнения для развития координации движений в работе с детьми с ОВЗ". Работа №66798

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Игры и упражнения для развития координации движений в работе с детьми с ОВЗ"
Работа:

 

 

 

 

 

 

 

«Игры и упражнения для развития координации движений в работе с детьми с ОВЗ».

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог Черская-Варламова О.П.

 

 

 

 

 

Москва, 2024 г.


 

Термин «координация» происходит от латинского «со» – совместно и «ordinatio» – упорядочение, соответственно, координацию можно интерпретировать как взаимосвязь, приведение в соответствие. По мнению Н.А. Берштейна, двигательная координация – это предпосылка развития ловкости, которая им трактуется как общее, не вполне определенное, близкое к обиходному понятие.

Психомоторные свойства в онтогенезе опираются на развитие физических характеристик и степень созревания нервной системы. У детей раннего возраста организм еще физически не сформирован. Основные движения на 2-м году жизни несовершенны из-за слабого развития мышц, пропорций тела. На 3-м году жизни ребенок становится более выносливым, т.к. совершенствуется деятельность всех его органов, но не остаточно, чтобы ребенок мог переносить силовые физические нагрузки со скоростными характеристиками. Маленький ребенок по физиологическим причинам не может обладать силой, скоростью и точностью движений, и здоровый ребенок не способен сохранять неподвижность. Насильственное ограничение возможности двигаться приводит к невротическим состояниям, психическим отклонениям.

Развитие координации движений детерминирует умения ребенка выполнять различные повседневные задание, его навыки самообслуживания и дальнейшие важные способности. Доказано, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры очень близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом».

Исследованиями доказано, что ребенок проходит несколько этапов психомоторного развития. Постепенно он проходит стадии от неспецифических манипуляций до осознанной деятельности, которая подразумевает под собой планируемое целенаправленное действие. В том числе осознанная деятельность включает в себя вторую сигнальную систему – речь. В своих работах И.М. Сеченов особое внимание уделяет движению руки. Что они возникают в результате ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями, получаемыми от взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Бернштейн выдвинул идею об уровнях построения движения: Уровень A – самый низкий уровень, отвечающий за тонус мышц. Этот уровень регулирует немногочисленные движения, связанные с вибрацией и тремором. Уровень B – уровень синергий. Обработка поступающих сигналов от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о положении и движении частей тела. На этом уровне происходит организация движений более высоких уровней и выполняется задача внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Одним из примеров движения является потягивание и мимика человека. Уровень C – уровень пространственного поля. На данном уровне принимается и обрабатывается информация, поступающая от органов зрения, слуха и осязания. То есть информация о внешнем пространстве. На данном уровне строятся движения, учитывающие пространственные свойства объектов – их форму, положение, длину, вес и т. д. То есть все переместительные движения. Уровень D – уровень предметных действий. Уровень, отвечающий за организацию действий с предметами. На данном уровне учитываются все орудийные действия и манипуляции с предметами. Уровень E – уровень интеллектуальных двигательных актов. На этом уровне учитываются такие движения, как: движение письма, речевые движения, движения символической или кодированной речи. Движения данного уровня имеют вербальный смысл. По Бернштейну, во-первых, в организации движений участвуют сразу несколько уровней. К примеру, письмо является самым сложным движением, в котором участвует все пять уровней. Во-вторых, одно движение может строиться на разных ведущих уровнях. К примеру, круговое движение (может выполняться по-разному – движение пальцем, движение тела или действие с предметом) может строится на любом из уровней.

Визель Т.Г. подробно описала развитие моторики ребенка в раннем возрасте от рождения до 3 лет. На промежутке жизни 0–1,5 мес. ребенок лежит на спинке. Но даже в этот период он беспорядочно движет ручками, что является врожденной способностью. 2 мес. Зарождается ориентировочная деятельность ребенка. Происходит включение элементарных уровней коры головного мозга. Ребенок постепенно начинает прослеживать за движением своих рук. Рассматривать их, подносить к лицу, хватать предметы, прикасающиеся к рукам. В этом возрасте ребенок может приподнимать головку, что дает ему изучить ближайшее пространство. 3–4,5 мес. Этот период характеризуется включением различных двигательных систем мозга: стволовые, пирамидные и подкорковые. Младенец может уже лежать на животе, опираясь на предплечье. Данная поза позволяет ему рассматривать свои руки, играть с ними. Окружающее пространство расширяется. 4,5–5 мес. Ребенок старается сесть, когда его тянут за ручки. Новая поза говорит о том, что ребенок готов в ближайшее время принять вертикальное положение. Именно в этот момент, ребенок может удерживать предмет, который ему положат в руку. Неотъемлемой частью развития становится погремушка. Ребенок старается удержать ее и активировать звук из нее.

По мнению Марии Монтессори – ребенок проходит три стадии развития: – развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В первую очередь на этом периоде развивается словарный запас ребенка (от 1 до 2,5 лет), а во вторую – осваиваются графомоторные навыки, проявляющиеся в творчестве ребенка (рисунок, лепка), что в дальнейшем отражается на письме ребенка (от 3 до 4,5 лет); – восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этот период ребенок начинает активно играть с предметами окружающего мира. То, что в первую очередь лежит в поле его досягаемости. Это могут быть пуговицы, мелкие бусинки, цветные камушки и т. д. Формирование навыков самообслуживания (от 1 до 4 лет). На данном этапе ребенок учится самым простейшим навыкам самообслуживания – одеваться и раздеваться, причесываться, чистить зубы и прочее.

Человеческий мозг представляет собой «объединение» функционально ассиметричных левого и правого полушарий. Информация, которая закладывается в правом полушарии, становится базовой для функций левого полушария. Всем известно, что левое полушарие намного дольше зреет, чем правое. Успех становления функций в левом полушарии во многом зависит от того, хорошо ли были сформированы предпосылки в правом. Проблема правого же полушария более актуальна, чем левого. Каждое полушарие познает окружающий мир своим особым способом. Правое полушарие, которое отвечает за рефлекторное восприятие мира в целом, создает определенные образы и способно распознавать их в новой ситуации и получать информацию от органов чувств, запоминать ее. Левое же полушарие, аналитическое, содержит центр речи и отвечает за логику, может выделять часть из общего, анализируя фрагменты. Помимо всего левое полушарие отвечает за осознанную деятельность, за постановку цели, и является центром критического суждения. Основная причина трудностей в учебе и в развитии интеллекта заключается в отсутствие слаженности в работе левого и правого полушария.

Существуют определенные последовательные этапы развития, которые запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки. Если какой-либо из этапов формирования психического процесса был нарушен или не сформирован, то с большой вероятностью можно говорить о риске нарушений высших психических функций. В самых легких формах нарушений ребенку тяжело дается овладение определенным уровнем знаний, появляется нелюбовь к образовательной деятельности, возможно развитие психосоматических заболеваний, в более тяжелых формах появляется неспособность к освоению того или иного навыка.

Все чаще педагоги вынуждены обращаться к знанию и использованию в практической деятельности достижений нейропсихологии. Нейропсихология – это новая и достаточно молодая наука, сочетающая в себе знания медицины, психологии и педагогики, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений у детей с ОВЗ. Он не имеет побочных эфффектов.

Метод нейропсихологической коррекции тесно переплетает между собой разномодальные пути коррекционной работы, а также направлен на работу со всеми функциональными блоками мозга по А.Р. Лурия. Чтобы разнонаправленные процессы голоного мозга синхронизировались, работа должна протекать во всех направлениях, и быть ориентирована на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития у детей с особенными возможностями здоровья.

Работа по развитию координации движений для бо́льшей эффективности должна проводиться регулярно, но в интересной и неутомительной форме.

Она включает проведение игр, упражнений с использованием биоэнергопластики для развития координации движений, использование на коррекционных занятиях нейроигр и кинезологических упражнений. Например:

Упражнение «Колечки»

Упражнение «Ухо – нос – хлопок»

Упражнение «Лягушка»

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Упражнение «Оладушки»

Мы играли в ладушки- жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

Игра «

Нейродорожки

»

Игра «

Нейроклассики

»

Нейроигра

«Кулачок- ладошка- ребро»

Упражнение «

Зашумлетивные

картинки»

Игры из подручного материала «Кастрюля, ложка», «Прищепка, брусок, магнит»

Игра «Кулак, ладошки»

Напольная игра «Ножки-ладошки»

Ритмичная

нейроигра

«Хлопок, ладошка»

и многие другие.

 

Таким образом, степень развития координации движений находится в прямой зависимости от развития центральной нервной системы ребенка, что подтверждено не только нейрофизиологами, психологами, дефектологами, логопедами и другими специалистами, но и исследованиями на специальных приборах.

Современные технологии дают возможность оптимизировать коррекционно-образовательный процесс посредством применения игры и упражнений для развития координации движений в работе с детьми с ОВЗ.

 

Литература:

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: репринтное издание. – М.: RUGRAM, 2022. – 496 с.

Визель

Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. – М.:

Прайм

, 2021. – 544 с.

Лурия

А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2018. – 768 с.

Михайлов А. Методика раннего развития Марии

Монтессори

. От 6 месяцев до 6 лет. – М.:

Бомбора

, 2022. – 224 с.

Сеченов И.М. Физиология. Избранные произведения в 4 частях. Часть 1. – М.:

Юрайт

, 2022. – 206 с.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: Сфера, 2001. – 204 с

Фомина Д.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Мировая наука. – 2022. – №11 (68). – С. 124-128.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×