Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка. Работа №66887

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка
Работа:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Печурица Людмила Юрьевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Школа 1363», г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка. Описываются основные трудности, с которыми сталкиваются такие дети в изучении русского языка, и предлагаются практические рекомендации для педагогов по адаптации учебного процесса и созданию инклюзивной образовательной среды.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, русский язык, адаптация, педагогические методы, инклюзия, образовательный процесс.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка требует особого подхода и использования адаптированных методик. Дети с ОВЗ могут сталкиваться с различными трудностями в изучении языка, что требует от педагогов гибкости и умения адаптировать учебный материал. Рассмотрим основные особенности работы с такими детьми и предложим рекомендации для педагогов.

Одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ на уроках русского языка, является замедленный темп усвоения учебного материала. Такие дети могут испытывать сложности с запоминанием правил грамматики, орфографии и пунктуации, а также с развитием навыков чтения и письма. Для преодоления этих трудностей педагогам рекомендуется использовать методы многократного повторения, пошагового объяснения и визуализации материала. Например, использование наглядных пособий, схем и таблиц помогает детям лучше запоминать и понимать правила русского языка.

Дети с ОВЗ также часто имеют проблемы с концентрацией внимания и удержанием его на учебных заданиях. Они могут быстро отвлекаться, испытывать трудности с выполнением заданий, требующих длительного сосредоточения. Для улучшения концентрации внимания педагогам рекомендуется использовать игровые и интерактивные методы обучения, которые привлекают внимание детей и делают учебный процесс более интересным. Например, использование образовательных игр, кроссвордов и викторин помогает поддерживать интерес и внимание детей на уроках русского языка.

Социальная адаптация и коммуникативные навыки представляют собой еще одну значительную трудность для детей с ОВЗ. Такие дети могут испытывать затруднения в общении со сверстниками, проявлять застенчивость или агрессию. Для улучшения социальных и коммуникативных навыков педагогам рекомендуется организовывать групповые задания и проекты, способствующие взаимодействию детей и развитию их коммуникативных способностей. Например, совместное составление рассказов или выполнение проектов по литературным произведениям помогает детям развивать навыки общения и работать в коллективе.

Эмоциональная поддержка и создание благоприятной учебной среды играют важную роль в обучении детей с ОВЗ. Эти дети могут испытывать тревожность, страх перед неудачами и неуверенность в своих силах, что отрицательно сказывается на их учебной деятельности. Педагоги должны создавать доброжелательную атмосферу на уроках, поощрять даже небольшие успехи, оказывать эмоциональную поддержку и помощь в трудных ситуациях. Важно помогать детям развивать уверенность в своих силах и позитивное отношение к учебе. Например, регулярное использование поощрений и похвал за выполненные задания способствует формированию у детей положительной мотивации к изучению русского языка.

Адаптация учебных материалов и заданий является важным аспектом работы с детьми с ОВЗ. Учебные материалы должны быть доступными и понятными для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Педагоги могут использовать упрощенные тексты, задания с визуальными подсказками и дополнительные объяснения. Например, использование иллюстраций и комиксов помогает детям с ОВЗ лучше понимать и запоминать учебный материал. Адаптация заданий также включает предоставление дополнительных времени на выполнение заданий и возможность выбора различных форм выполнения работы (устная, письменная, творческая).

Технологии и цифровые ресурсы могут значительно облегчить процесс обучения детей с ОВЗ. Использование образовательных программ, приложений и интерактивных досок помогает сделать уроки более увлекательными и доступными. Например, интерактивные упражнения и обучающие игры на компьютере или планшете могут способствовать лучшему усвоению материала и развитию языковых навыков. Важно выбирать технологии, которые соответствуют потребностям и возможностям детей, и интегрировать их в учебный процесс.

Поддержка со стороны специалистов, таких как логопеды, психологи и дефектологи, также является важным аспектом работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка. Совместная работа педагогов и специалистов позволяет разрабатывать и реализовывать комплексные программы коррекции и развития, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, регулярные консультации с логопедом помогают педагогам адаптировать задания по развитию речи и грамматики, а психологическая поддержка способствует улучшению эмоционального состояния детей.

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка требует особого подхода, использования адаптированных методик и постоянной поддержки. Создание адаптированной учебной среды, использование игровых и интерактивных методов, организация групповых заданий, эмоциональная поддержка, адаптация учебных материалов и использование технологий способствуют успешному обучению детей с ОВЗ и их всестороннему развитию. Педагоги, активно работающие над созданием инклюзивной образовательной среды, обеспечивают равные возможности для всех учащихся и способствуют формированию толерантного и принимающего общества.

 

Список литературы

Тилекеев

К.М.,

Быковченко

Н.С., Джапарова З.Б. и др. Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования на уроках русского языка и чтения в начальной школе -Б.: 2020 -82 с.

Щербатова, Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ / Н. Г. Щербатова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 631-634.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×