Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательской грамотности на уроках литературы. Работа №66894

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Иванова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» пгт. Кировский

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы. Описаны основные подходы к развитию навыков чтения, анализа и интерпретации текста, а также критического мышления у учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки литературы, навыки чтения, анализ текста, интерпретация, критическое мышление, образовательная практика.

 

Формирование читательской грамотности является одной из важнейших задач школьного образования, особенно на уроках литературы. Читательская грамотность включает в себя не только умение бегло и правильно читать, но и способность понимать, анализировать и критически оценивать прочитанное.

Одним из ключевых методов формирования читательской грамотности является использование разнообразных текстов для чтения. Важно предлагать учащимся тексты разных жанров и тематики, чтобы развивать их интерес к чтению и расширять кругозор. Например, чтение произведений классической и современной литературы, поэзии, драматургии и научно-популярных текстов позволяет учащимся познакомиться с различными видами литературы и развивать навыки понимания и анализа текста.

Регулярное чтение вслух, как учителем, так и самими учащимися, является важным элементом развития читательской грамотности. Чтение вслух помогает улучшить произношение, интонацию и выразительность речи. Например, учитель может читать вслух отрывки из произведений, акцентируя внимание на интонационных и паузовых особенностях, а затем обсуждать прочитанное с учениками. Это способствует развитию слухового восприятия и умению следить за логикой текста.

Одним из эффективных приемов является использование стратегий понимания текста, таких как предсказание, задавание вопросов, обобщение и пересказ. Эти стратегии помогают учащимся активнее взаимодействовать с текстом, улучшая их понимание и запоминание прочитанного. Например, перед чтением нового произведения учитель может предложить учащимся предсказать, о чем будет идти речь, а после чтения — задать вопросы для обсуждения ключевых моментов сюжета и персонажей. Обобщение и пересказ помогают структурировать информацию и лучше запоминать прочитанное.

Развитие критического мышления и аналитических навыков является важной составляющей формирования читательской грамотности. Учитель должен учить учащихся задавать вопросы о прочитанном, анализировать мотивы и поступки персонажей, сравнивать их с собственным опытом. Например, обсуждение моральных уроков и ценностей, представленных в тексте, помогает учащимся развивать умение критически оценивать прочитанное и делать выводы. Это способствует формированию у них аналитических и рефлексивных навыков.

Использование визуальных и мультимедийных средств также способствует развитию читательской грамотности. Интерактивные презентации, иллюстрации и видеоматериалы помогают визуализировать содержание текста и делают процесс чтения более увлекательным и доступным. Например, просмотр экранизаций литературных произведений или использование интерактивных досок для иллюстрации событий сюжета способствует лучшему пониманию и запоминанию текста.

Игровые методы, такие как литературные викторины, кроссворды и ролевые игры, также являются эффективным средством формирования читательской грамотности. Игры помогают сделать процесс обучения более интересным и мотивирующим для учащихся. Например, литературные викторины, где ученики отвечают на вопросы по прочитанному тексту, или ролевые игры, в которых они изображают персонажей книг, способствуют закреплению знаний и развитию читательских навыков.

В заключение, формирование читательской грамотности на уроках литературы требует комплексного подхода и использования разнообразных методик и инструментов. Регулярное чтение разнообразных текстов, использование стратегий понимания текста, развитие критического анализа, применение визуальных и мультимедийных средств, а также игровые методы способствуют развитию читательских навыков и мотивации к чтению. Педагогам следует активно внедрять эти методы в свою практику, чтобы обеспечить всестороннее развитие своих учеников и помочь им достигать высоких результатов в учебе.

Список литературы

Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

Пранцова

Г.В.,

Романичева

Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. – 2-е изд.,

испр

.

и доп. – М.: Форум, 2015.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×